Невозможно, однако, и утверждение, что все вещи способны и двигаться и покоиться. То, что некоторые вещи могут то двигаться, то покоиться, очевидный факт. Например, камень или животное могут или пребывать в определенном месте, или же изменять свое положение. Однако этого нельзя утверждать относительно всего существующего. Все движущееся, рассуждает Аристотель, движется или по природе, или насильственно. Например, легкое стремится вверх, а тяжелое — вниз, чтобы занять свое естественное место, ибо по природе легкому подобает быть вверху, а тяжелому— внизу. Когда же тяжелое движется вверх, например, при бросании камня или при поднимании последнего рычагом, осуществляется насильственное движение. Однако во всех случаях ни одна из вещей не движет сама себя, но «все движущиеся тела приводятся в движение чем-нибудь». Это очевидно в случае противоприродных, насильственных движений, когда на тело осуществляется воздействие извне. Это имеет место и в случае кажущегося самодвижения животных, ибо в конечном итоге движение животного (или же прекращение им движения) осуществляются за счет определенных изменений во внешней среде, воспринимаемых душой, регулирующей затем способ поведения живого существа. Трудность составляет случай, когда тела движутся по природе, например огонь стремится вверх (перемещение), теплое становится холодным (движение по качеству), большое — малым (движение по количеству). В разрешении этой трудности Аристотель исходит из различения потенциального и актуального состояний тел. Всякий переход тела из потенциального состояния в актуальное связан с устранением некоторого препятствия, находящегося вовне. «Актуальность легкого тела, — поясняет он, — заключается в том, чтобы находиться в известном месте, именно наверху; ей оказывает препятствие нахождение в противоположном месте. И то же в отношении к количеству и к качеству». В случае устранения этого препятствия тело проявляет свою энергию и переходит из потенциального состояния в актуальное. Таким образом, все движущиеся тела приводятся в движение чем-нибудь. Но из этого следует, что во всяком движении, «необходимы три вещи: движимое, движущее и то, чем оно движет».
Исходя из этого положения, Аристотель обосновывает тезис а необходимости существования трех видов тел: всегда неподвижного, но движущего двигателя, тел-посредников, движущихся от двигателя и движущих другие тела, и, наконец, тел только движимых. Аристотель пишет: «...движимое необходимо должно двигаться, но двигать ему нет необходимости; то же, посредством чего» происходит движение, должно и двигать и двигаться, ибо оно соизменяется вместе с движимым, находясь одновременно в том же состоянии; это ясно при перемещениях тел, так как здесь они должны до известной степени касаться друг друга. А двигатель, поскольку он не является передатчиком движения, неподвижен. Так как мы видим тот последний предмет, который может двигаться, не имея, однако, в себе начала движения, и тот, который приводит в движение, движимый другим, а не самим собою, вполне основательно, если не необходимо, предположить и третье — предмет, который приводит в движение, будучи неподвижным». Следствием этого тезиса является невозможность утверждения, что все вещи способны двигаться и покоиться.
Надточаев А. С
|