Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Есть ли что-то, над чем нельзя смеяться?

Есть
Нет
Не решил


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1135
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Учение Аристотеля о движении



Поскольку движению противоположно не только движение, но и покой, Аристотель рассматривает и это понятие, не в общеабстрактном смысле, а применительно к физическому телу. Неподвижным или покоящимся является, с его точки зрения, или то, чему вообще невозможно двигаться, как, например, звуку быть видимым, или то, что в большой промежуток времени с трудом или медленно может передвигаться, или же то, что обладает потенциальной способностью к движению, однако не реализует эту способность. В общем же смысле покой есть лишенность движения.

В шестой книге «Физики» Аристотель конкретизирует свою концепцию движения (и покоя), анализируя величину проходимого телом пути и затрачиваемое на это время с точки зрения категорий непрерывного и дискретного. Под непрерывным он понимает то, что всегда (потенциально) делимо на части, соответственно под прерывным — то, что имеет предел такого деления. Согласно Аристотелю, если время представляет собой единство прерывного и непрерывного (не только в моменте «теперь», разделяющего и вместе с тем соединяющего прошлое с будущим, но и в смысле бесконечной делимости любого временного интервала, являющегося отграниченной частью бесконечного времени), то и величина (в том числе величина проходимого телом пути) также обладает этими двумя взаимоисключающими противоположными свойствами. С точки зрения этих категорий Аристотель разрешает знаменитые апории Зенона, связанные с теоретическим анализом движения. При этом он исходит из взаимосвязи времени и движения, заключающейся в том, что если мы делим движение (проходимый путь), то тем же самым способом мы вынуждены делить и время. Согласно Аристотелю, если «все движущееся движется в чем-нибудь и в течение известного времени и движение присуще всякому телу, то необходимо, чтобы деления были одинаковы (курсив мой. — А. Н.) и для времени, и для движения, и для «движимости», и для движущегося предмета, и для того, «в чем» (сферы) движения; только в применении к сферам движения деление не у всех одинаково». Разрешая апории Зенона, Аристотель тем самым более тщательно и всесторонне обосновывает развитую им концепцию движения.

Он рассматривает четыре апории Зенона против движения, получившие название «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха», «Стрела» и «Ристалище». Согласно «Дихотомии» движения не существует, ибо «перемещающееся тело должно прежде дойти до половины, чем до конца...». Эта апория основывается на предпосылке о непрерывности величины проходимого телом пути, из чего Зенон заключает о невозможности пройти бесконечное, т. е. коснуться бесконечного множества отдельных частей в конечное время. Аристотель разрешает эту апорию, утверждая, что «приходится проходить бесконечность в бесконечное, а не в ограниченное время и касаться бесконечного множества частей бесконечным, а не ограниченным множеством». Это заключение основывается на признании внутренней взаимосвязи величины проходимого пути и времени и одинаковости способа их деления. Аристотель пишет, что «если время будет бесконечным, то и величина будет бесконечной, если величина, то и время».

Апория «Ахиллес» формулируется следующим образом: «существо более медленное в беге никогда не будет настигнуто самым быстрым, ибо преследующему необходимо раньше прийти в место, откуда уже двинулось убегающее, так что более медленное всегда имеет некоторое преимущество». Этот аргумент также основывается на предпосылке о бесконечной делимости, отличаясь от предыдущего тем лишь, что взятая величина делится не на две равные части. Аристотель разрешает это затруднение следующим образом: «Предположение, однако, что имеющее преимущество не может быть настигнуто, ошибочно: пока оно находится впереди, оно не настигается, и все же будет настигнуто, если Зе-нон признает возможность прохождения до конца ограниченного расстояния». То есть, если мы в рассуждении будем исходить не из того места, в котором каждый раз находится более медленно движущееся тело, а выйдем за его пределы и возьмем некоторую точку на пути, в которую предстоит попасть как быстро движущемуся, так и медленно движущемуся телу, то оказывается, что Ахиллес не только догонит, но и перегонит черепаху. Следовательно, и этот аргумент Зенона против движения несостоятелен.

Разместил: Античный философ Дата: 28.11.2010 Прочитано: 37337
Распечатать

Всего 1 на 6 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5 6 >>

Дополнительно по данной категории

19.12.2011 - Аристотелевская концепция ступеней познания
04.12.2011 - Философское учение Аристотеля
03.12.2011 - Перводвигатель Аристотеля
03.03.2011 - Классификация наук Аристотеля
02.03.2011 - Диалектика Аристотеля

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы