Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Вечная жизнь - а вам нужна она?

Да
Нет
Не решил
Земная не нужна


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 988
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Кант. Типология предметов эстетического восприятия



Итоги своих рассуждений об эстетическом восприятии, или вкусе, Кант подводит в “Диалектике эстетической способности суждения”, где он сформулировал свою знаменитую антиномию вкуса:
“1. Тезис. Суждение вкуса не основывается на понятиях, иначе можно было бы о нем диспутировать (решать с помощью доказательств).
2. Антитезис. Суждение вкуса основывается на понятиях, иначе, несмотря на их различие, нельзя было бы о них даже спорить (притязать на необходимое согласие других с данным суждением)” (5, 359).
Противоречие между тезисом и антитезисом, по Канту, иллюзорно, так как понятие в каждом из них берется в разном смысле: в первом — как понятие рассудка, во втором — ра-зума. Согласно первому тезису, каждый человек имеет свой вкус, ибо он судит на основе своего чувства удовольствия, происходящего от соотнесения и гармонической игры представлений воспринимаемых предметов с понятиями рассудка без конкретной цели позна-ния их. С этой точки зрения, вкус каждого человека — это его личное дело, и “в этом смысле оно было бы по своей значимости ограничено только индивидуумом, высказы-вающим суждение: предмет есть для меня предмет удовольствия, для другого дело может обстоять иначе; каждый имеет свой вкус” (5, 360).
Но что тогда объединяет людей, имеющих сходные вкусы? Есть ли что-либо объективное, не зависящее от личных склонностей и настроений, а, наоборот, даже определяющее их? А если есть, то в чем оно заключается, спрашивает Кант. В том ли, что “субъекты случайно организованы одинаково; либо следует допустить, что суждение вкуса есть, собственно, скрытое суждение разума об обнаруженном в какой-то вещи совершенстве”? . Ни в том, ни в другом. Дело в том, что эстетическое суждение не изолировано от рассмотрения отношений субъекта и объекта с точки зрения принципов разума. Поэтому, согласно Канту, “совершенно очевидно, что в суждении вкуса заключается и более широкое отношение представления об объекте (а вместе с тем и о субъекте), на чем мы основываем расширение этого вида суждений как необходимых для каждого...”.
Общезначимость эстетических суждений основывается, как было уже показано, на принципе субъективной целесообразности природы в отношении познавательных способностей человека. Природа и условия эстетического функционирования этих способностей в качестве явлений определяются как “сверхчувственный субстрат человечества” или как “неопределенная идея сверхчувственного в нас” (5, 361) Отсюда, заключает Кант, противоречие между тезисом и антитезисом мнимое, оба эти утверждения разведены на разные уровни и справедливы сами по себе. “Поэтому в тезисе следовало бы сказать: суждение вкуса не основывается на определенных понятиях; в антитезисе же: суждение вкуса все же основывается на понятии, хотя и неопределенном (а именно на понятии о сверхчувствен-ном субстрате явлений)...” .
Таким образом, противоречие, антиномия чистого теоретического и практического разума разрешается в пользу априорных, а не эмпирических принципов. А так как эти принципы “внеземного” происхождения, то и соответствующие им способности, по Канту, “заставляют нас против воли смотреть за пределы чувственного и искать точку соединения всех наших априорных способностей в сверхчувственном...”.
Рассмотрение условий и необходимых качеств объекта эстетического восприятия привело Канта к определению его как “единства многообразного”, сочетания порядка и беспорядка, оригинального и ординарного. А системное рассмотрение человеческих потребностей, функций и интересов позволило философу провести тончайший анализ и дифференциацию человеческих эмоций и чувств, рассмотреть возможные их сочетания в практической деятельности человека.
Заслугой Канта является установление иерархии уровней утилитарности или целесообразности в отношении человека к внешнему миру в процессе осуществления им разных видов деятельности. Так, в своем стремлении выделить уровень “чистого” эстетического отношения Кант справедливо отграничил его от грубо утилитарного, потребительского отношения к действительности. Что же касается познавательного отношения к ней, то Кант в здесь в отличие от просветителей не сводил эстетическую деятельность к познанию, а сумел найти грани и отделяющие его от эстетической деятельности, и связывающие с ней. Эстетическая деятельность, по Канту, осуществляется на основе функционирования высших познавательных способностей и в чистом виде возможна только при восприятии предметов, о которых ничего не известно (или, как писал философ, объективная целесообразность которых неизвестна) и форма которых способна вызвать свободную игру воображения и рассудка. Если же воспринимается предмет или живое существо, назначение которых известно, то эстетическое суждение (о форме этих предметов) подчиняется телеологическому суждению о них (т. е. суждению о цели этих предметов).
Таким образом, Кант выделил в эстетической деятельности человека два основных уровня — содержательный и формальный, или, вернее, функциональный.

М. Н. АФАСИЖЕВ
Разместил: Немецкий философ Дата: 13.10.2010 Прочитано: 28235
Распечатать

Всего 1 на 8 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5 6 7 8

Дополнительно по данной категории

13.01.2011 - Учение Канта о прекрасном, или специфике эстетического суждения
10.01.2011 - Проблема целесообразности в философии Канта
16.10.2010 - Кант о возвышенном
01.10.2010 - Теория художественного творчества Канта
28.09.2010 - Кант о природе и функции искусства
бродяга
Дата: 14.10.2010 Комментарий: 1
бродягаМногие последователи Канта усмотрели в этом положении основное кредо философа и, односторонне интерпретируя его теорию эстетического восприятия, разрабатывали свои идеалистические и формалистические теории эстетического. Они не принимали во внимание, что положение о свободной красоте -это лишь (хотя и очень важный!) момент суждения вкуса и что соответствует он лишь восприятию явлений природы, целесообразность которых неизвестна. Но если предмет восприятия создан искусственно или служит для какой-либо практической цели, то чистое суждение невозможно.
0
Дата регистрации: Нет информации Информация о философе

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы