Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
В чeм смысл жизни?

В ощущениях
В слиянии с Божественным
В Познании
В служении обществу
Смысл жизни-спекуляция разума


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1006
Комментарии: 1

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Кант. Типология предметов эстетического восприятия



И наконец, “безусловно доброе, о котором судят субъективно по внушаемому им чувст-ву... отличается... представлением о безусловно принуждающем законе главным образом модальностью основанной на априорных понятиях необходимости...” (там же).
Суждение о безусловно добром относится уже не к эстетической, а к чисто интеллектуальной способности суждения, и оно приписывается не природе, а свободе в определяющем, а не в чисто рефлектирующем (как при эстетическом восприятии) суждении. Для морального чувства в более значительной степени, чем для возвышенного, характерно преодоление препятствия со стороны чувственности; более того, одним из существенных признаков его и является именно ощущение состояния превосходства над чувственностью. По мнению Канта, из всех видов удовольствия “единственно лишь удо-вольствие от прекрасного есть незаинтересованное и свободное удовольствие, так как здесь никакой интерес — ни интерес [внешних] чувств, ни. интерес разума — не вынуж-дает [у нас ] одобрения” (5, 211).
Таким образом, для удовольствия, возникающего при созерцании прекрасного в природе, характерной и существенной особенностью является свобода от научного и практического отношения к ней, т. е. свобода “от”, а не “для”. Но “вследствие этого свобода представле-на в большей мере в игре, чем при закономерном деле” (5, 278), т. е. деле, которым должен заниматься каждый человек, ибо оно “есть подлинное свойство нравственности человека, где разум должен принуждать чувственность...” (там же).
Такова специфика чувства прекрасного, поскольку оно возникает при восприятии явлений природы, целесообразность которых неизвестна. Ибо только при суждении о них, по Кан-ту, возможно чистое суждение вкуса и как его результат — возникновение чувства пре-красного.
Специфика чувства прекрасного в ряду других чувств приводит и к отличию его предмета от предметов оценки на основе чувства приятного, возвышенного и морально доброго. Поэтому типологии чувств соответствует и типология объектов этих чувств, и подобно тому как для типологии чувств было характерно движение от приятного к сверхчувствен-ному, так и соответствующим этим чувствам объектам свойственно “испарение” их пред-метности. Например, приятное немыслимо без предмета, материя которого воздействует на чувственность человека. Чувство прекрасного возбуждается только формой предметов восприятия. Чувство возвышенного тоже связано с восприятием предметов природы, но они дают лишь повод для возвышенного состояния души человека, ибо “истинную воз-вышенность надо искать только в душе того, кто высказывает суждение, а не в объекте природы <...>” (5,263). И наконец, морально доброе имеет предметом суждения не приро-ду, а свободу, т. е. детерминируется уже не миром явлений, а областью сверхчувственного.
Отсюда приятное связано с миром явлений и основано на ощущении чувственности, прекрасное свободно от чувственности, возвышенное господствует над ним, а морально доб-рое полностью отделяется от него, ибо оно завершает переход от необходимости природы к свободе или необходимости сверхчувственного мира (априорных понятиях необходимости), постигаемого разумом. В морально добром свобода от чувственности, свобода “от” переходит в свободу “для” (для высшего блага). В ряду чувств человека эстетическое связывает необходимость природы (в том числе и природы в человеке) с его свободой как морального существа.
О возможностях эстетического объединения мира природы и свободы будет сказано дальше. Теперь же попытаемся оценить работу, проделанную немецким философом для определения специфики эстетического удовольствия.
Кант в отличие от некоторых своих предшественников в эстетике не стремился свести эстетическое ни к познанию (как, например, Баумгартен), ни к нравственности (как многие просветители). Достоинством метода Канта при рассмотрении эстетического чувства и эстетической деятельности вообще является рассмотрение их в системе других чувств и способностей человека.

Разместил: Немецкий философ Дата: 13.10.2010 Прочитано: 28236
Распечатать

Всего 1 на 8 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5 6 7 8 >>

Дополнительно по данной категории

13.01.2011 - Учение Канта о прекрасном, или специфике эстетического суждения
10.01.2011 - Проблема целесообразности в философии Канта
16.10.2010 - Кант о возвышенном
01.10.2010 - Теория художественного творчества Канта
28.09.2010 - Кант о природе и функции искусства
бродяга
Дата: 14.10.2010 Комментарий: 1
бродягаМногие последователи Канта усмотрели в этом положении основное кредо философа и, односторонне интерпретируя его теорию эстетического восприятия, разрабатывали свои идеалистические и формалистические теории эстетического. Они не принимали во внимание, что положение о свободной красоте -это лишь (хотя и очень важный!) момент суждения вкуса и что соответствует он лишь восприятию явлений природы, целесообразность которых неизвестна. Но если предмет восприятия создан искусственно или служит для какой-либо практической цели, то чистое суждение невозможно.
0
Дата регистрации: Нет информации Информация о философе

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы