|
Кант. Типология предметов эстетического восприятия |
---|
Отличительной особенностью философии Канта было также то, что он строил систему на основе способностей человека и их возможностей в теоретической, эстетической и практической сферах деятельности. Поэтому и в эстетике Кант шел от анализа не объекта, а субъекта, не искусства (как, Винкельман, Лессинг и другие), а субъекта восприятия и творца его. Но именно это, по нашему мнению, способствовало тому, что именно Кант сделал для эсте-тики гораздо больше, чем его предшественники. Ибо не зная природы человеческой потребности в эстетической деятельности, не рассматривая функцию ее в соотношении с другими потребностями человека, т. е. не раскрывая причин появления эстетической деятельности, невозможно понять и само искусство как результат и высший продукт этой деятельности.
Кант шел не от анализа искусства, а от выявления необходимости, приведшей к появлению искусства. И необходимость эту он выводил в результате системного рассмотрения природы и способов функционирования человеческих способностей.
Кант, разумеется, был ограничен современными ему науками о человеке. Поэтому непре-ходящая ценность его эстетики в целом заключается не столько в раскрытии конкретных механизмов функционирования человеческих способностей при эстетической деятельно-сти, сколько в определении общего принципа их соотношения и взаимодействия, разграничении их уровней и установлении их иерархии. Это проявилось и в учении Канта об эстетическом восприятии и об искусстве. Кант отделял эстетическое чувство от чувства приятного, связанного с потреблением воспринимаемых предметов. Эстетические суждения он делил на эмпирические и чистые. “Первые — это те, которые высказываются о приятном и неприятном в предмете... а вторые — о красоте его; первые суть суждения чувствования (материальные эстетические суждения) и только вторые (как формальные) — собственно
суждения вкуса.
Следовательно,— резюмирует Кант,— суждение бывает чистым лишь в том случае, если к его определяющему основанию не примешивается никакое чисто эмпирическое удоволь-ствие” (5, 226).
Приводя примеры, показывающие, что возбуждает человека, Кант ограничивается предметами, воспринимаемыми зрением и слухом, очевидно справедливо считая что обоняние, осязание и вкусовые ощущения вообще как ощущения физиологические не подлежат даже обсуждению. Что же касается цвета и звуков, то Кант приводит различные мнения о них, обсуждая вопросы: можно ли считать зеленый цвет луга сам по себе или звук скрипки по сравнению с шумом прекрасными? Можно ли считать ощущения цвета и звука прекрасными, если они являются чистыми цветами и звуками?
Условием для оценки различных звуков и цветов как прекрасных, по Канту, является их общезначимость для каждого. Таким общезначимым условием при эстетическом суждении является гармоническая игра воображения и рассудка. И если ощущение способно возбудить оживление познавательных способностей, то оно может быть признано прекрасным. Поэтому только те звуки и цвета, по мысли Канта, могут считаться прекрасными, которые могут быть названы чистыми, ибо “это определение касается уже формы, и оно единственное, что может быть с достоверностью сообщено всем об этих представле-ниях, так как качество самих ощущений нельзя во всех субъектах признавать порождаю-щим единодушие...” (5, 227).
Обусловленность суждений о звуках и цветах игрой познавательных способностей возможна и в том случае, если “предположить, что цвета — это равномерно следующие друг за другом удары (pulsus) эфира, так же как звуки — удары приводимого в колебательное движение воздуха, и, самое главное, что душа воспринимает ... не только воздействие их ... но и правильную игру впечатлений путем рефлексии (стало быть, форму в связи раз-личных представлений),— то цвет и звук были бы не только ощущениями., но уже и фор-мальным определением единства многообразного в них; тогда они и сами по себе могли бы быть причислены к красоте” (там же).
Кант здесь следует античной эстетике и во многом предвосхищает определение природы эстетической информации как единства многообразного, лежащего в основе ритмических образований как природы, так и искусства.
| |
|
Всего 1 на 8 страницах по 1 на каждой странице<< 1 2 3 4 5 6 7 8 >> |
|
Дополнительно по данной категории |
|
бродяга | | Дата: 14.10.2010 Комментарий: 1 |
|
---|
| Многие последователи Канта усмотрели в этом положении основное кредо философа и, односторонне интерпретируя его теорию эстетического восприятия, разрабатывали свои идеалистические и формалистические теории эстетического. Они не принимали во внимание, что положение о свободной красоте -это лишь (хотя и очень важный!) момент суждения вкуса и что соответствует он лишь восприятию явлений природы, целесообразность которых неизвестна. Но если предмет восприятия создан искусственно или служит для какой-либо практической цели, то чистое суждение невозможно. | | Дата регистрации: Нет информации | |
|
|
|
|
|
|