Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Как вы оцениваете свои философские знания?

Общие знания
Профессиональный философ
Кухонный философ
Ничего не знаю, первый раз тут


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 918
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Теория художественного творчества Канта



Таким образом, при решении проблемы соотношения индивидуального (природного) и общественного (социального) в художественном творчестве Кант, отдавая, может быть, слишком преувеличенную дань первому, все же подчинял его второму, т. е. ставил природное в зависимость от социального. В этом смысле учение КаНта, как будет показано, противостоит многим теориям о безответственности, абсолютной свободе и полном произволе творчества художника.
Вкусу как сознательному элементу произведения искусства Кант придает и важнейшую — организационную и упорядочивающую функцию, ибо в противном случае “все богатство воображения в его не основанной на законах свободе не порождает ничего, кроме нелепости” (там же). И лишь только потому, что “вкус вносит ясность и порядок в полноту мыслей... он делает идеи устойчивыми, способными вызывать длительное и всеобщее одобрение, быть преемницами других [идей] и постоянно развивать культуру” (там же). Отсюда категорическое суждение о приоритете вкуса над оригинальностью.
Но если оригинальность — главное в искусстве, то каков же механизм передачи художественных достижений из поколения в поколение?
Кроме культуры вкуса, развитие которой более или менее объективно обусловлено и зависит от всеобщего одобрения, нужно появление художника. А это — уникальное событие, ибо умение в искусстве “каждому непосредственно дается из рук природы, следовательно, с ним и умирает, пока природа снова не одарит точно так же кого-нибудь другого, кому достаточно лишь примера, чтобы дать осознанному в себе таланту проявить себя подобным же образом” (5, 325).
Против этого трудно что-либо возразить. Появление истинных художников неуправляемо: пока еще трудно с определенностью сказать, какова действительная роль врожденных психофизиологических особенностей человека и каковы определяющие факторы общественной среды, пробуждающие в нем художественные склонности и побуждающие его к образному отражению действительности и выражению средствами искусства своих стремлений и идеалов. Так что сказанное Кантом по этому поводу до сих пор в основном сохраняет свою силу и современная наука о художественном творчестве пока не может радикально опровергнуть традиционное представление о художнике как об исключительно редком и ярком даровании.
Но если природа таланта уникальна, то как/по Канту, происходит его влияние на других художников? Посредством резонанса или отклика их на идеи произведения гения. “Трудно объяснить, как это возможно,— писал Кант.— Идеи художника вызывают сходные идеи у его ученика, если природа снабдила последнего тем же соотношением способностей души. Образцы изящного искусства служат поэтому единственными средствами передачи этих идей потомству...” (5, 325—326).
Не рабское подражание, не обезьянничанье должно лежать в основе влияния гениального художника на других, хотя бывает и такое, а влияние примера, пробуждающего в другом гениальном художнике не столько стремление к подражанию, сколько к созданию собственного, такого же самобытного и оригинального произведения.
“Таким образом,— заключает Кант,— произведение гения (по тому, что в произведении следует приписать гению, а не возможной выучке или школе) — это пример не для подражания (иначе в нем было бы утеряно то, что в нем есть гений и что составляет дух произведения), а для преемства со стороны другого гения, в котором оно пробуждает чувство собственной оригинальности и стремление быть в искусстве свободным от принудительности правил таким образом, чтобы само искусство благодаря этому получило новое правило и тем самым талант проявил себя как образцовый” (5, 335).
Но развитие искусства — это лишь одна сторона эстетической культуры общества. Другую же ее сторону составляет функционирование произведений искусства и их роль в общественной жизни.

М. Н. АФАСИЖЕВ

Разместил: Немецкий философ Дата: 01.10.2010 Прочитано: 45400
Распечатать

Всего 1 на 7 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5 6 7

Дополнительно по данной категории

13.01.2011 - Учение Канта о прекрасном, или специфике эстетического суждения
10.01.2011 - Проблема целесообразности в философии Канта
16.10.2010 - Кант о возвышенном
13.10.2010 - Кант. Типология предметов эстетического восприятия
28.09.2010 - Кант о природе и функции искусства

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы