2. «Генетический тезис» эмпиризма и принцип эмпиричности. Идея научного эксперимента
Особое место Ф. Бэкона и Дж. Локка в истории становления научного мышления обусловлено тем, что они со всей определенностью подвергли критике доктрину генетического рационализма и сформулировали тезис генетического эмпиризма. Бэкон и Локк определенным образом обосновали этот тезис, но Эйнштейн прав в том смысле, что никакое логическое обоснование этого тезиса не может рассматриваться как «доказательство невозможности» получения знания о реальности с помощью чистого мышления.
В теории познания мы не можем «вывести» логически антирационалистический тезис из каких-либо более общих представлений, например из идеи объективной истины или идеи познаваемости мира. Логически идея объективной истины, как и идея познаваемости мира (возможности «совпадения», согласования мышления и бытия, субъекта и объекта), совместима с тезисом генетического рационализма, и поэтому его опровержение заключается не в том, что может быть показано (обнаружено) его несоответствие идее объективной истины, но в том, что может быть показана безуспешность длительных попыток познать мир с помощью чистого мышления, осознан тот факт, что действительное познание мира всегда опирается на данные органов чувств.
Заслуга Бэкона и Локка состояла в том, что они философски осмыслили упомянутый факт, возвели его в исходный принцип теории познания. Тем самым они выразили доктрину, согласно которой познание мира с Помощью одного лишь чистого мышления невозможно, мир в принципе непознаваем, если ограничиться знанием, полученным с помощью «чисто логических средств». Бэкон и Локк утвердили невозможность познания мира путем лишь «чистого мышления» в качестве основного гносеологического принципа. Это означало существенную модификацию представлений об условиях реализации идеи объективно истинного знания: если в античности эта идея ассоциировалась с представлением о неограниченной проницательности чистого мышления, то в Новое время необходимым условием достижения объективно истинного знания признаются чувственный опыт, «контакт» органов чувств с внешним миром.
Указывая на роль Бэкона и Локка в опровержении генетического рационализма, следует вместе с тем подчеркнуть тот вклад, который Бэкон, Галилей и Ньютон внесли в выработку методологической формы концепции генетического эмпиризма. Эти мыслители не ограничились общей гносеологической формой тезиса эмпиризма, а придали ему конкретный методологический смысл, сформулировали основные идеи методологической программы естественнонаучного познания и тем самым раскрыли положительное методологическое содержание тезиса генетического эмпиризма. Чтобы отличать это положительное методологическое содержание эмпиризма от отрицательного «методологического тезиса эмпиризма» в смысле Л. Б. Баженова, мы будем говорить о принципе эмпиричности научного познания и о соответствующих мировоззренческих и методологических установках, в которых раскрывается содержание принципа эмпиричности.
Характерная черта этих методологических установок заключается в том, что они выражают важнейшие условия, предпосылки и формы методологической реализации тезиса генетического эмпиризма, переводят его из сферы абстрактного гносеологического утверждения в сферу методологии научного познания. Вместе с тем эти установки, кaк правило, необходимо принимаются каждым естествоиспытателем как неотъемлемые компоненты его мировоззрения, представляют собой существенные элементы научного рационализма. Основная из этих установок может быть сформулирована как тезис о неотделимости естественнонаучного познания от системы познавательных процедур определенного типа — наблюдений, измерений и экспериментов, которые могут быть в общем названы «эмпирическими процедурами» (сокращенно Э-процедурами). Э-процедуры представляют собой целенаправленные, сознательно контролируемые и достаточно жестко регламентируемые процессы (акты) познавательной деятельности, благодаря которым осуществляется непосредственный контакт органов чувств субъекта исследования с некоторой реальностью, совпадающей с объектом исследования, или, во всяком случае, представляющей этот объект, и в результате которых субъект исследования имеет возможность получить определенное объективное и достоверное знание, достоверную информацию об объекте.
Принцип эмпиричности содержит в качестве важнейшего тезиса утверждение, что объективное и достоверное познание природы невозможно без Э-процедур, что Э-процедуры являются необходимым условием и предпосылкой реализации идеи научно-рационального познания.
Принятие принципа эмпиричности означает последовательное отрицание не только генетического рационализма, но и финитистского тезиса и выражает глубокое убеждение научного мышления в том, что только постоянный и все время расширяющийся контакт субъекта познания с внешним миром посредством Э-процедур, благодаря чему осуществляется в рамках научного метода непрерывный приток чувственной информации о действительности, создает условия, при которых наши познавательные способности не исчерпываются. Это утверждение, которое кажется для современного ученого «самоочевидным», в XVII в. явилось тем выдающимся философским и методологическим открытием, без которого были бы невозможны становление и развитие науки Нового времени; его мировоззренческое значение можно, пожалуй, сравнить с тем открытием, которое сделали элеаты в античности, обнаружив и осознав принципиальное различие между мыслью и ощущением, между логическим мышлением и чувственным восприятием. Философское открытие фундаментальной роли Э-процедур в познании природы и было сделано Ф. Бэконом и Г. Галилеем. Их непреходящая заслуга состоит прежде всего в том, что они эксплицировали само понятие «опыт». О значении опыта в познании, о его необходимости говорили многие мыслители до Ф. Бэкона и Г. Галилея, однако само понятие «опыт» не имело достаточно определенного смысла, оно употреблялось для обозначения акций с элементами магии (заклинания и т. д.), «мистического опыта» духовного прозрения, «внутреннего опыта» типа локковского самонаблюдения [23].
|