1. Начало
2. Бегство и скитания
3. Годы странствий
4. Арест
5. Казнь
6. Произведения
Начало
Будущий философ родился в 1548 году в семье солдата Джованни Бруно в местечке Нола (Кампанья) близ Неаполя, его настоящее имя Филиппо, а прозвище – Бруно Ноланец.
В 11 лет мальчика привезли в Неаполь изучать литературу, логику и диалектику. В 15 лет (1563) он поступил в принадлежавший Доминиканскому ордену местный монастырь Св. Доменика, где продолжил обучение. Здесь в 1565 г. (с возрасте 17 лет) он стал монахом и получил имя Джордано. В 1572 г. (в возрасте 24 лет) Бруно принял священный сан.
Усиленные занятия выработали в Бруно критическое отношение к догматам Церкви и схоластике. Вскоре за сомнения относительно пресуществления и непорочного зачатия (Девой Марией) он навлёк на себя подозрения в ереси. Своими высказываниями он смущал собратьев-монахов, и начальству пришлось начать расследование его деятельности.
Бегство и скитания
Не дожидаясь результатов, Бруно сбежал в 1576 в Рим, но, посчитав это место недостаточно безопасным, двинулся на север Италии. Здесь он стал зарабатывать на жизнь преподаванием, но подолгу на одном месте не задерживался. И хотя Бруно всю жизнь числился доминиканцем, он не щадил «псов господних» в своих сочинениях. Например, на вопрос одного из персонажей произведения Бруно «Песнь Цирцеи», как можно распознать среди множества собачьих пород самую злую, доподлинно собачью и не менее знаменитую, чем свинья, Цирцея отвечает: «Это та самая порода варваров, которая осуждает и хватает зубами то, чего не понимает. Ты их распознаешь по тому, что эти жалкие псы, известные уже по своему внешнему виду, гнусным образом лают на всех незнакомых, хотя бы и добродетельных людей, а по отношению к знакомым проявляют мягкость, хотя бы то были самые последние и отъявленные мерзавцы».
С этих пор начинаются его скитания по Европе. Спорил он не только с католиками: уже в 1577 г. в Женеве Бруно попадает в тюрьму за резкую критику кальвинистов. По освобождении в 1579 г. он перебрался во Францию, побывав сначала в Тулузе, где читал публичные лекции о книге Аристотеля «О душе» («De anima»), а в 1579 г. посетил Париж, где читал лекции о книге Раймунда Луллия «Великое искусство».
Во Франции (в 1583?) на Бруно обратил внимание присутствовавший на одной из его лекций английский король Генрих III, и учёный был приглашён в Англию.
Годы странствий
Споры со сторонниками Аристотеля принудили его покинуть Париж, и в 1583 г. он отправился в Лондон, где оставался в продолжение 2-х лет. Здесь он жил под покровительством французского посланника Мишеля де-Шатонеф-де-ла-Мовисьера и написал свои главнейшие произведения.
Сначала 35-летний философ жил в Лондоне, затем в Оксфорде, но после ссоры с местными профессорами опять перебрался в Лондон, где издал ряд трудов, среди которых один из главных – «О бесконечности вселенной и мирах» (1584). Несмотря на покровительство высшей власти Англии, а также французского посланника Мишеля де-Шатонеф-де-ла-Мовисьера, уже через два года, в 1585 г. Бруно вынужден был фактически сбежать во Францию, затем в Германию.
Он отправился сначала в Париж (1585), а затем в Марбург, где ему тоже было вскоре запрещено читать лекции. Вследствие этого он переехал в колыбель протестантизма Виттенберг, где в 1586-1588 годах читал лекции и при своём отъезде произнёс горячую похвальную речь Лютеру. В следующие годы Бруно жил в Праге, Гельмштедте, Франкфурте-на-Майне и Цюрихе, и в 1592 г. возвратился в Италию.
Бруно обладал удивительным талантом наживать себе врагов. Вот как, например, он отрекомендовался ректору, докторам и профессорам Оксфордского университета: «Я, Филофей (друг Божий) Иордан Бруно Ноланский, доктор наиболее глубокой теологии, профессор чистейшей и безвредной мудрости, известный в главных академиях Европы, признанный и с почётом принятый философ, чужеземец только среди варваров и бесчестных людей, пробудитель спящих душ, смиритель горделивого и лягающегося невежества; во всём я проповедую общую филантропию. Меня ненавидят распространители глупости и любят честные учёные». Он отказывался от любой традиции, которую не воспринимал его разум, и прямо заявлял спорящим с ним, что они глупцы и недоумки, почитая себя гражданином мира, сыном Солнца и Земли, академиком без академии. После одного из диспутов в Оксфорде Бруно воскликнул: «…созвездие педантов, которые своим невежеством, самонадеянностью и грубостью вывели бы из терпения самого Иова».
|