1. Основоположения физики Эпикура
2. Множество миров
3. Немного о Лукреции
Основоположения физики Эпикура
Физика Эпикура зиждется на 3 принципах:
– ничто не возникает из небытия;
– ничто не исчезает в небытии;
– Вселенная всегда была такой, какая она есть, и всегда будет такой.
Вселенная состоит только из тел и пустоты. О существовании первых свидетельствует восприятие. Пустота – предпосылка для существования и движения тел. эпикур примыкает к атомизму демокрита. Тела суть сочетания атомов. У атомов нет никаких качеств, кроме формы, веса и величины. Они делимы математически, но не физически. Ибо только таким образом можно понять, что они не исчезают в небытии, и даже различаются по видам. Из различных видов атомов складываются формы тел. – Атомы вследствие своей тяжести непрерывно падают в пространстве параллельно друг другу. В силу случайности некоторые из них изменяют свое направление, наталкиваются на другие, "переплетаются" и тем самым порождают тела. Неисчислимые атомы и пустота безграничны. Поэтому эпикур говорит о существовании во Вселенной бесчисленного мн-ва миров. – Физика Эпикура определяется прежде всего стремлением исключить из мирового процесса все сверхъестественные причины, признание которых держит человека в постоянном трепете. Поэтому Эпикур ищет успокоения духа в материалист. миросозерцании. Вся цель, все счастье человека, по Эпикуру, заключается в его личном довольстве. Такому этическому индивидуализму соответствует и физ. индивидуализм, т. е. признание отдельных атомов как первоначал всего сущего.
B отл. от Левкиппа, признававшего изначальное движение атомов в пустоте, Эпикур сводит движение к падению вниз, между тем как Демокрит сознавал, что в бесконечности нет верха или низа. У Демокрита быстрота падения пропорциональна объему их; отсюда возникает взаимное столкновение, порождающее вихревые движения. Но уже Аристотель справедливо указывал, что в пустом пр-ве быстрота падения всех атомов должна быть равномерна, так что вращательное движение и столкновение возникнуть не могут. На этом основании Эпикур вносит в физику Демокрита поправку: он учит, что атомы обладают способностью сами по себе «незначительно» отклоняться от вертикального направления. Такое предположение представлялось ему необходимым для объяснения столкновений атомов и образования тех крупных движущихся масс, из которых произошли миры по Демокриту. – В этом воззрении Цицерон вообще усматривает уклонение от механического детерминизма атомистов: хотя отклонение Эпикур предполагает и минимальное, но оно – беспричинно, не определяется никакой необходимостью. Если для Левкиппа атомизм являлся принципом рационального механического миропонимания, то Эпикур восстает против самого понятия необходимости; по его мнению, лучше следовать мифу о богах, которых можно смягчить мольбами, нежели рабствовать этой неумолимой госпоже, изобретенной физиками.
|