Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Как вы оцениваете свои философские знания?

Общие знания
Профессиональный философ
Кухонный философ
Ничего не знаю, первый раз тут


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 918
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Антропология стоиков

1. Человек как часть Мировой Души
2. Человек под попечением Промысла
3. Состав человека: душа и тело

Человек как часть Мировой Души


Человеческая душа есть частица или эманация (истечение) Мировой Души, такое же, как и она, и так же распространена по всему телу человека, как та – по всему телу Мироздания. Человеческая душа телесна, как и та – во всем теле мироздания; ибо, говорит Клеанф, ничто бестелесное не касается тела, или, как у Хрисиппа, ничто бестелесное не испытывает телесных аффектов. Душа бессмертна лишь относительно: она, правда, переживает тело, но при общем воспламенении погибает. Основная мысль стоической физики состоит в следующем: определяющий разум есть господствующая, все порождающая, во всем распространенная, лежащая в основании всех естественных образований субстанция и деятельность; это правящее начало в его разумной деятельности они называют Богом. Это – Мировая Душа, и так как они называют ее богом, то их учение – пантеистично.

Они делают огонь реальным понятием, активным началом, переходящим в остальные элементы, как в свои формы. Мир возникает следующим образом. Сам по себе сущий Бог гонит всеобщую материальную субстанцию, заставляя ее перейти из огня в воздух, а из последнего в воду. И точно так же, как во всех порождениях то влажное, что окружает семя, есть первое, что порождает все особенное, так и это понятие, которое постольку называется стоиками семеносным, остается в воде и своей деятельностью ведет к возникновению из неопределенного бытия материи всех остальных определенных вещей. Элементы – огонь, вода, воздух и земля – являются, следовательно, первоначальным. Мыслящая душа, согласно им, есть также нечто огненное, и все души людей, животное начало жизни, а также и растения суть части всеобщей Мировой Души, всеобщего огня; и этот центр является господствующим, движущим. Иными словами, души суть огненное дыхание. Зрение есть также некое дуновение, которое посылается господствующим к глазу; также и слух есть напряженное, пронизывающее дуновение, кот. посылается господствующим к ушам.

Для стоиков Бог, в качестве огненного начала, равно как и вообще деятельность природы, есть вместе с тем ее разумный порядок, и в этом именно заключается полный пантеизм стоического воззрения на природу. Это упорядочивающее начало они называют не только богом, но также и природой, судьбой или необходимостью. Так как разумное начало все порождает, то стоики сравнивают это движущее, деятельное начало с семенем, и говорят: «Семя, порождающее разумное, само разумно. Мир высылает из себя семя разумного; он, следовательно, сам разумен в самом себе» и он разумен как вообще в целом, так и в каждой особенной формации. «Всякое начало движения в какой угодно природе и душе проистекает из господствующего, и все силы, высылаемые к отдельным частям целого, высылаются из господствующего, как из источника, так что всякая сила, находящаяся в части, находится также и в целом, потому что она распределяется в нем господствующим. Мир объемлет семеносные понятия соответственных своему понятию живых существ», т. е. все особенные начала. Физика стоиков, таким образом, является гераклитовской, но логический элемент их физики совершенно согласен с аристотелевским учением, и мы можем, следовательно, рассматривать его как таковой.

Человек под попечением Промысла


Человек как разумное существо есть цель и первый предмет попечений Промысла. Разум по природе господствует в его душе. Человек наделен способностью познавать истину, укрощать свои низшие страсти и вожделения; он создан для духовного совершенства, для разумной жизни. Наконец, человек создан для общежития: ибо во всех людях живет один и тот же божественный разум. Мудрый, следующий разуму в своей жизни, один свободен, будучи внутренне солидарен со всемирным Логосом; он один блажен как Бог, он царствует над миром. Физика стоиков заключает в себе религиозно-философское обоснование их этики.

Стоики считали изучение природы очень важным, ибо благодаря такому изучению познается ее всеобщий закон, который есть всеобщий разум, а это познание нужно, дабы мы познали из этого закона также и наши обязанности, закон для человека, и жили согласно всеобщему закону природы. Зенон считал этот ест. закон божественным, ибо этот закон имеет силу повелевать, совершать правое и мешать совершению противоположного. Т. обр., стоики стремились познать этот господствующий в природе закон меньше всего ради него самого: изучение природы было для них лишь чем-то, приносящим пользу.

Состав человека: душа и тело


Человек состоит из тела и души. Душа – тоже тело, но тело «пневматическое», ему свойственно тоническое движение. Душа состоит из:

1) 5 органов чувств,

2) органа речи,

3) органа воспроизведения и

4) руководящей части.

Все части исходят – в виде потоков «пневмы». Место нахождения этой части – сердце. Оно – носитель духовных функций: представления, суждения и умозаключения, чувствования и хотения.

Посредством восприятий, полученных из органов чувств, в душе постепенно возникает комплекс понятий, или логос. Душа, первоначально животная, становится в процессе развития и через него разумной душой человека.

После того как душа отделится от тела, последующее ее существование зависит от степени тонуса, которой она достигла во время своего пребывания в теле. Души добродетельных людей могут существовать долгое время после того, как они покинут свое тело, и могут жить в таком состоянии в виде демонов [духов]. Однако и добродетельная душа не может существовать вечно: при мировом пожаре она необходимо возвращается в Божественную Субстанцию. В стадии палингенесии (возрождения) все мировое развитие повторяется в совершенно точном прежнем виде. Это «вечный возврат», и в нем все человеческие души вновь вступают в поток прежнего существования. Но при этом они уже не помнят ничего из предшествующей жизни, так как Мировой Пожар прервал их индивидуальное существование.
Разместил: rat Дата: 22.03.2009 Прочитано: 7879
Распечатать

Дополнительно по данной категории

23.03.2009 - АРИСТОН Хиосский (1-я пол. 3 в. до н. э.)
22.03.2009 - Стоицизм
22.03.2009 - Физика стоиков (онтология и космология)
22.03.2009 - Логика стоиков
22.03.2009 - Гносеология стоиков

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы