Интенция | Все о философии

22.03.2009 - Антропология стоиков

1. Человек как часть Мировой Души
2. Человек под попечением Промысла
3. Состав человека: душа и тело

Человек как часть Мировой Души


Человеческая душа есть частица или эманация (истечение) Мировой Души, такое же, как и она, и так же распространена по всему телу человека, как та – по всему телу Мироздания. Человеческая душа телесна, как и та – во всем теле мироздания; ибо, говорит Клеанф, ничто бестелесное не касается тела, или, как у Хрисиппа, ничто бестелесное не испытывает телесных аффектов. Душа бессмертна лишь относительно: она, правда, переживает тело, но при общем воспламенении погибает. Основная мысль стоической физики состоит в следующем: определяющий разум есть господствующая, все порождающая, во всем распространенная, лежащая в основании всех естественных образований субстанция и деятельность; это правящее начало в его разумной деятельности они называют Богом. Это – Мировая Душа, и так как они называют ее богом, то их учение – пантеистично.

Они делают огонь реальным понятием, активным началом, переходящим в остальные элементы, как в свои формы. Мир возникает следующим образом. Сам по себе сущий Бог гонит всеобщую материальную субстанцию, заставляя ее перейти из огня в воздух, а из последнего в воду. И точно так же, как во всех порождениях то влажное, что окружает семя, есть первое, что порождает все особенное, так и это понятие, которое постольку называется стоиками семеносным, остается в воде и своей деятельностью ведет к возникновению из неопределенного бытия материи всех остальных определенных вещей. Элементы – огонь, вода, воздух и земля – являются, следовательно, первоначальным. Мыслящая душа, согласно им, есть также нечто огненное, и все души людей, животное начало жизни, а также и растения суть части всеобщей Мировой Души, всеобщего огня; и этот центр является господствующим, движущим. Иными словами, души суть огненное дыхание. Зрение есть также некое дуновение, которое посылается господствующим к глазу; также и слух есть напряженное, пронизывающее дуновение, кот. посылается господствующим к ушам.

Для стоиков Бог, в качестве огненного начала, равно как и вообще деятельность природы, есть вместе с тем ее разумный порядок, и в этом именно заключается полный пантеизм стоического воззрения на природу. Это упорядочивающее начало они называют не только богом, но также и природой, судьбой или необходимостью. Так как разумное начало все порождает, то стоики сравнивают это движущее, деятельное начало с семенем, и говорят: «Семя, порождающее разумное, само разумно. Мир высылает из себя семя разумного; он, следовательно, сам разумен в самом себе» и он разумен как вообще в целом, так и в каждой особенной формации. «Всякое начало движения в какой угодно природе и душе проистекает из господствующего, и все силы, высылаемые к отдельным частям целого, высылаются из господствующего, как из источника, так что всякая сила, находящаяся в части, находится также и в целом, потому что она распределяется в нем господствующим. Мир объемлет семеносные понятия соответственных своему понятию живых существ», т. е. все особенные начала. Физика стоиков, таким образом, является гераклитовской, но логический элемент их физики совершенно согласен с аристотелевским учением, и мы можем, следовательно, рассматривать его как таковой.

Человек под попечением Промысла


Человек как разумное существо есть цель и первый предмет попечений Промысла. Разум по природе господствует в его душе. Человек наделен способностью познавать истину, укрощать свои низшие страсти и вожделения; он создан для духовного совершенства, для разумной жизни. Наконец, человек создан для общежития: ибо во всех людях живет один и тот же божественный разум. Мудрый, следующий разуму в своей жизни, один свободен, будучи внутренне солидарен со всемирным Логосом; он один блажен как Бог, он царствует над миром. Физика стоиков заключает в себе религиозно-философское обоснование их этики.

Стоики считали изучение природы очень важным, ибо благодаря такому изучению познается ее всеобщий закон, который есть всеобщий разум, а это познание нужно, дабы мы познали из этого закона также и наши обязанности, закон для человека, и жили согласно всеобщему закону природы. Зенон считал этот ест. закон божественным, ибо этот закон имеет силу повелевать, совершать правое и мешать совершению противоположного. Т. обр., стоики стремились познать этот господствующий в природе закон меньше всего ради него самого: изучение природы было для них лишь чем-то, приносящим пользу.

Состав человека: душа и тело


Человек состоит из тела и души. Душа – тоже тело, но тело «пневматическое», ему свойственно тоническое движение. Душа состоит из:

1) 5 органов чувств,

2) органа речи,

3) органа воспроизведения и

4) руководящей части.

Все части исходят – в виде потоков «пневмы». Место нахождения этой части – сердце. Оно – носитель духовных функций: представления, суждения и умозаключения, чувствования и хотения.

Посредством восприятий, полученных из органов чувств, в душе постепенно возникает комплекс понятий, или логос. Душа, первоначально животная, становится в процессе развития и через него разумной душой человека.

После того как душа отделится от тела, последующее ее существование зависит от степени тонуса, которой она достигла во время своего пребывания в теле. Души добродетельных людей могут существовать долгое время после того, как они покинут свое тело, и могут жить в таком состоянии в виде демонов [духов]. Однако и добродетельная душа не может существовать вечно: при мировом пожаре она необходимо возвращается в Божественную Субстанцию. В стадии палингенесии (возрождения) все мировое развитие повторяется в совершенно точном прежнем виде. Это «вечный возврат», и в нем все человеческие души вновь вступают в поток прежнего существования. Но при этом они уже не помнят ничего из предшествующей жизни, так как Мировой Пожар прервал их индивидуальное существование.

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=147