Учение Канта о прекрасном, или специфике эстетического суждения |
---|
Каким же видам интереса может быть противопоставлено эстетическое удовольствие как абсолютно незаинтересованное? Прежде всего приятному, которое возникает в результате восприятия предметов, вызывающих такое ощущение, которое возбуждает желание обладать этими предметами, а обладание дает наслаждение ими. Это утилитарное отношение к предметам в целях потребления их Кант справедливо считает отдельным от эстетического отношения к ним. Поэтому в отличие от ощущений, вызываемых утилитарным потреблением предметов, эстетическое удовольствие Кант предлагает называть чувством. “...Словом чувство,— писал он,— будем обозначать то, что всегда должно оставаться только субъективным и что, безусловно, не может составлять представление о предмете”.
Но справедливо разграничив познавательное, утилитарное и эстетическое отношение человека к действительности, Кант неправомерно разрывает и противопоставляет объективное и субъективное в этих отношениях. Это особенно показательно на примере, приводимом им самим: “Зеленый цвет луга относится к объективному ощущению как воспринимание предмета [внешнего] чувства; но приятность его относится к субъективному ощущению, посредством которого никакой предмет не представляется...” (там же). Здесь Кант, очень тонко уловив разницу между познавательным и оценочным отношением к одному и тому же предмету, в данном случае к зеленому лугу, неправомерно разрывает их, хотя очевидно, что оценочное отношение возникает на основе представления предмета и воздействия его образа, возникающего в результате восприятия и опознания предмета оценки. Само по себе “субъективное ощущение” или эстетическое чувство вне связи с объектом или его представлением возникнуть так же не может, как не может фортепьяно играть без пианиста.
Далее, по Канту, эстетическое удовольствие отличается не только от приятного, но и от полезного и хорошего, ибо последние также связаны с каким-либо практическим интересом в отношении к предметам, обладающим этими свойствами.
Если ощущение приятного возможно при восприятии предметов, например, природы, назначение которых неиз вестно, то отношение к предмету как к хорошему для чегото или хорошему само по себе определяется понятием о цели этого предмета и основано на удовольствии от существования этого предмета, на интересе к нему (что, по Канту, исключает эстетическое отношение к этому предмету).
Таким образом, приятное и полезное отличаются от эстетического чувства удовольствия тем, что они связаны с интересом к предмету. В области человеческих отношений такой интерес (правда, на более высоком — бескорыстном или сверхчувственном — уровне) представляет собой морально доброе, как имеющее цель в самом себе, которое самим фактом существования вызывает в людях удовольствие.
“И приятное, и доброе,— писал Кант,— имеют отношение к способности желания и заключают в себе: перчое — патологически обусловленное (побуждениями, stimulos), а второе — чистое практическое удовольствие, которое определяется не только представлением о предмете, но также и представляемой связью субъекта с существованием предмета. Нравится не только предмет, но и существование его”. То и другое удовольствие не свободно, связывает субъект или с природой его влечений, или с его практическими интересами. И только эстетическое удовольствие есть полностью бескорыстное удовольствие.
| |
|