Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Нужно ли преподавать в ВУЗах дисциплину "Философия"?

Да
Нет
Не определился (-ась)


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1421
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Значение атомизма

Система атомизма — одно из наиболее значительных интеллектуальных достижений античной культуры. Ее характеризовали как широта охватываемого ею круга проблем, так и глубина основополагающих философских принципов, достаточно строго и последовательно проведенных в процессе теоретического осмысления самых разнообразных явлений.

Универсальность, методологическая глубина и логическая последовательность атомистического учения явились главными причинами того, что оно оказало существенное воздействие на дальнейшие судьбы как самой философии, так и специально-научного знания. Вместе с тем одна из важнейших черт атомизма заключалась в чрезвычайно простом, но весьма эффективном и, что особенно важно, универсальном методе объяснения и интерпретации самых разнообразных явлений. Исходя из минимума предельно общих и простых теоретических средств (понятий атома, пустоты и присущего атомам движения), она притязала не только на универсальное теоретическое объяснение устройства Вселенной в целом, но и на истолкование и объяснение различных ее частей с присущими им особенными явлениями.

Эти достоинства атомистического учения и послужили в конечном итоге причиной того, что в истории европейской философии и науки атомизм приобрел статус перманентной интеллектуальной традиции. Вслед за Левкиппом и Демокритом это учение было принято и подвергнуто дальнейшему развитию Эпикуром, а затем Лукрецием Каром. Даже в эпоху средневековья, когда основная направленность теоретических интересов определялась признанием высшей ценности потустороннего мира (оборотной стороной этого средневекового идеала являлось забвение, игнорирование проблем и задач, относящихся к посюсторонней жизни, к существованию в этом «бренном» мире, а следовательно, признание известной неполноценности светской, «языческой» философии и еще ближе стоящей к жизни частной науки), атомизм не исчез, а выступил в качестве антипода христианской религии и религиозной философии, став предметом ожесточенной полемики и критики со стороны христианских теологов — «отцов церкви» (Лактанция, Дионисия, Тертуллиана, Августина и др.).

В эпоху Возрождения и в Новое время атомизм обрел второе дыхание, заняв достойное место на духовной арене. Его приняли Гассенди и его сторонники, отстаивавшие основные принципы учения в полемике с Декартом. В той или иной мере атомистическому миропониманию следовали не только профессиональные философы, но и крупнейшие ученые Нового времени, заложившие основания классической, опытно-теоретической науки: физики, химии и т. д. Атомизма придерживались, в частности, Ломоносов, Ньютон, Дальтон, несколько позднее — Менделеев и т. д Атомистическое учение послужило краеугольным камнем разработанной и почти общепризнанной к концу XIX столетия физической теории строения вещества и вместе с тем важнейшим теоретическим основанием различных форм метафизического, механистического материализма, принципиальная несостоятельность которых вскрылась лишь на рубеже XIX и XX вв. в результате существенного прогресса в физике, связанного с открытием сложной структуры самих атомов и последующим углублением физического познания в область субатомных явлений. Следует отметить, что атомизм не исчез полностью и в современной высокоразвитой, дифференцированной науке, а приобрел законные права гражданства, правда, в своем ограниченном познавательном значении, в концепции структурных уровней организации материального мира, войдя тем самым в «снятом виде» в корпус современной науки.

Атомистическое учение в целом достаточно всесторонне и основательно изучено как историками философии, так и историками науки. Вместе с тем исследовательский интерес к атомизму не охладевает и в наше время. Одним из важнейших стимулов этого интереса является, на наш взгляд, существенное расширение исходной базы исследования — круга фрагментов сочинений атомистов и свидетельств относительно их учения.

Надточаев А. С
Разместил: Атомист Дата: 20.03.2009 Прочитано: 12106
Распечатать

Дополнительно по данной категории

03.11.2010 - Философское учение атомизма
28.10.2010 - Атомистическая наука
26.10.2010 - Атомистическая теория языка и речи
23.10.2010 - Атомистическая интерпретация четырех элементов
19.10.2010 - Теория познания Демокрита

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы