1 Справедливости ради заметим, что и процедуры остались, и практика организации образования, и практика организации существования научного сообществ»-.** ;
2 Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века. — Долгопрудный, 1997. - С. ИЗ.
3 Аналогом в организации современной науки является защита различных иых степеней, выступления на конференциях с докладами.
возникать в Европе с конца XII в. Изначально по своему составу университеты были космополитичны, они собирали учеников из разных мест Европы. Универсальным был и язык схоластической учености и образования — латынь; в разных университетах пользовались общим набором учебников (были, конечно, и различия), в частности общим учебным пособием были «Сентенции» Петра Ломбардского.
Университетская форма образования могла возникнуть только в городах. Поэтому представляется обоснованным утверждение Ж. Ле Гоф-фа, что схоластика — дитя города. В Западной Европе оживление городского строительства начинается с XII в.J Поэтому распространена точка зрения, по которой схоластику относят именно к этому веку. Сначала создаются учебные центры вокруг какой-нибудь яркой фигуры, каковыми, например, были Петр Абеляр, открывший школу на горе Сен-Женевьев, или его учителя Расцелин, Гильом из Шампо, Ансельм из Ланы. Затем организуются университеты. Кроме того, в XII в. начинается более полное знакомство с наследием Аристотеля, которого прозвали Философом, происходит разделение философии («естественной теологии») и собственно теологии («божественной теологии»), так как благодаря Аристотелю оказалось, что можно создать философскую систему бытия, не обращаясь к книге «Бытия» Библии. Здесь возникает проблема соотношения философии и теологии, продолжающая и уточняющая проблему соотношения веры и разума, возникает проблема примирения и соподчинения философского знания (истин естественного света разума) и теологического знания (истин Откровения). Иногда о XII в. также пишут как о веке возрождения, поскольку появляется готическая архитектура, рыцарский роман, куртуазная любовь, учебные центры, поэзия на национальных языках.
Существуют также другие точки зрения на время возникновения схоластики. Одна из них возводит ее к Боэцию, сделавшему переводы логических трактатов Аристотеля и давшему к ним комментарии в VI в. Другая — к VII в., к так называемому «Каролингскому возрождению», когда при дворе короля франков, будущего императора2 новой «Священной Римской империи» Карла Великого в Париже была возрождена платоновская Академия, и англосакс Алкуин стал использовать диалектику для решения теологических проблем, стремясь систематизировать христианское вероучение. Веху в рождении схоластики можно усмотреть и в творчестве Ансельма Кентерберийского, жившего в XI в. и старавшегося максимально рационализировать догматы веры.
Схоластика и как форма учености, и как форма организации образования полно и интересно рассмотрена Ж. Ле Гоффом и Э. Панофским, отрывки из работ которых помещены в хрестоматии.
Я.И. Яковлева
1 До этого времени средневековая Европа была в основном сельской; по сравнению с Востоком, который Европа знала— арабским или византийским, — она была захолустьем.
2 Коронованного в 800 г. |