Некоторые исследователи полагают, что нельзя исследовать зарождение философии без изучения магии, так как в ней по их мнению коренится начало понимания детерминизма.
Некоторые исследователи полагают, что нельзя исследовать зарождение философии без изучения магии, так как в ней по их мнению коренится начало понимания детерминизма. «Представление о чародействе знаменует собою первое возникновение понятия причинности, — писал В. Вундт.— Впервые здесь выдвигается вопрос „почему" и впервые дается ответ на него» (25, 3). Макс Ферворн утверждал, что понятие причины «является плодом мистических размышлений, как и понятие силы» (74, 205). Некоторые неопозитивисты объявили понятие причины неотъемлемой частью магии. В «Логико-философском трактате» Л. Витгенштейн назвал суеверием учение о причинных связях.
Некоторые ученые видят в магии начало философии, считают, что была «магическая форма философии». Клод Леви-Стросс указывал в книге «Примитивное мышление», что магия — первая натурфилософская система. Румынский историк философии И. Бану предполагает, что «примитивная магия может играть троякую роль: а) религиозную; б) стимулировать элементарно научное мировоззрение; в) быть исходным пунктом идеалистической философии» (12, 149). Американский ученый С. Финкельсгайн даже утверждает, что магия «в какой-то мере легла в основу развития науки» (75, 248), что «в примитивной вере в волшебство, вере в духов природы и в то, как ими „управлять", наряду со всякой чепухой заключался глубокий смысл объединения племени для выполнения вполне реальных задач и собирания сведений об естественном мире» (75, 248).
А. Н. Чанышев считал, что у нас «распространено антиисторическое третирование форм первобытного сознания: тотемизма, фетишизма, анимизма, магии, мифологии и т. п. как „религий", т. е. как совершенно ложных, извращенных форм общественного сознания, лишенных всякого положительного содержания. Подобная трактовка этих форм сознания неверна» (78, 71). А. Н. Чанышев не согласен с тем, что магия была только религиозной, по его мнению - в корне порочной, извращенной формой сознания. Он пишет, что, «по-видимому, именно в магии накапливались элементы положительного знания, вызревала идея детерминизма, именно из магии вычленилась наука» (78, 72). Магия не конденсатор рациональных приемов производства, лечения и т. д., несмотря на то что она переплеталась с ними, а вредный нарост на стихийно-целесообразных действиях человека.
Ученых давно интересует связь магии с зачатками философии. В 1885 г. русский этнограф М. И. Кулишер, сторонник эволюционной теории в истории первобытной культуры, опубликовал статью «Источники материализма», в которой впервые предложил искать следы его под покровом суеверий первобытных людей. Он писал, что следует «привести доказательства в пользу того положения, что материалистические воззрения гораздо древнее греческой и всякой другой философии» (44,608). М. И. Кулишер пытался установить связь между магией и взглядами древнеримского философа-материалиста Лукреция о воздействии предметов друг на друга. Этнограф предполагал, что магия возникла в результате того, что первобытный человек в борьбе за существование сделал ряд «философских открытий». В поисках причинности он установил, что все явления находятся между собой в постоянной зависимости, что в природе существует контагиоз, т. е. принцип заразительности. Он наблюдал, что холод передается от одного предмета к другому, болезнь переходит от больного к здоровому. Поэтому человек стремится свойство одного предмета перенести на другой, совершить такие действия, чтобы они вступили в контакт. Ученый ссылался на то, что многие панацеи народной медицины, относимые к колдовству, в действительности основаны на знании свойства предмета путем прикосновения передавать свои особенности другому предмету, на вере, что качество пищи усваивается потребляющим ее, на обряд опахива-ния как средство помешать занести холеру, уничтожая дороги вокруг определенного места.
|