Проблема единства (тождества) противоположных свойств стала предметом специального внимания ученика Фалеса Анаксимандра. Подобно Фалесу Анаксимандр в основном придерживался качественного понимания «фисиса», однако его учение сложнее и глубже.
Главным в натурфилософии Анаксимандра было его учение об алейроне (apeiron) — беспредельном. Понятие апейрона отличается более абстрактным, менее воззрительным характером, чем первоначало Фалеса. По свидетельству Диогена Лаэртского, «он говорил, что начало и элемент (стихия) есть беспредельное, не определяя его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо другое. Он учил, что части изменяются, целое же остается неизменным» (16, ч. 1, стр. 35).
Если различные состояния материи (части) переходят друг в друга, то целое, апейрон, т. е. вся материя в совокупности, не может перейти в какое-либо другое первоначало.
Понятие апейрона, беспредельного, как отрицание предела в сущности имеется уже в размышлениях Фалеса о воде, которая в древних текстах иногда характеризовалась как беспредельная по величине. Очевидно, это же значение апейрона сохраняется и у Анаксимандра, но у
него появляется и другое, не менее важное его значение-неопределенной материи, ибо apeiron у древних греков обозначал нечто неопределенное, беспредельное и по величине и по свойствам. Так что апейрон Анаксимандра можно трактовать как бескачественную материю. Однако такой вывод хотя и правилен, но недостаточен для понимания истинного смысла апейрона. Необходимо рассмотреть это понятие в свете учения Анаксимандра о противоположностях. Дело в том, что Анаксимандр не только не отказался от учения Фалеса об изменении природных явлений как о смене качественных противоположностей, а продолжил и углубил его.
Если, согласно Фалесу, в основе всеобщей смены противоположностей лежит одна из таких противоположностей (вода), то, по мысли Анаксимандра, апейрон, являясь материальной основой противоположностей, содержит их в себе: будучи единым, он выделяет и вновь поглощает противоположности теплого и холодного, сухого и влажного и т. д. Эта мысль так изложена в «Физике» Аристотеля: «Иные полагают, что из единого выделяются заключающиеся в нем противоположности. Так говорит Анаксимандр» (16,ч.1,стр. 38).
Сохранилось также следующее, более пространное изложение взглядов Анаксимандра: «Из учивших, что (начало) — единое движущееся бесконечное, Анаксимандр Милетский, сын Праксиады, преемник и ученик Фалеса, высказал (положение), что началом (принципом) и стихией (элементом) сущего является беспредельное, первый введя такое название начала. Он говорит, что начало не есть ни вода и вообще ни одна из так называемых стихий (элементов), но некоторая иная беспредельная природа, из которой возникают все небеса и все миры в них. «А из чего возникают все вещи, в то же самое они и разрешаются согласно необходимости. Ибо они за свою нечестивость несут наказание и получают возмездие друг от друга в установленное время»; так говорит он в чересчур поэтических выражениях. Очевидно, заметив, что четыре стихии превращаются одна в другую, он не счел возможным признать какую-либо одну из них лежащей в основе других, но принял (в качестве субстрата) нечто от них отличное» (16, ч. 1, стр. 37).
«После него (Фалеса) Анаксимандр, друг Фалеса, утверждал, что в беспредельном заключается всяческая причина всеобщего возникновения и уничтожения. Из него-то, говорит он, выделились небеса и вообще все миры, число которых бесконечно. Он объявил, что все они погибают по истечении весьма значительного времени после своего возникновения, причем с бесконечных времен происходит круговращение их всех... Равным образом он говорил, что при возникновении нашего мира из вечного (начала) выделилось детородное начало теплого и холодного и образовавшаяся из него некоторая огненная сфера облекла воздух, окружающий землю, подобно тому как кора облекает дерево. Когда огненная сфера порвалась и замкнулась в несколько колец, возникли Солнце, Луна и звезды. Еще говорил он, что первоначально человек произошел от животных другого вида» (16, ч. 1, стр. 38 — 39).
|