Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
В чeм смысл жизни?

В ощущениях
В слиянии с Божественным
В Познании
В служении обществу
Смысл жизни-спекуляция разума


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1006
Комментарии: 1

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Милетская школа философии



Проблема единства (тождества) противоположных свойств стала предметом специального внимания ученика Фалеса Анаксимандра. Подобно Фалесу Анаксимандр в основном придерживался качественного понимания «фисиса», однако его учение сложнее и глубже.


Главным в натурфилософии Анаксимандра было его учение об алейроне (apeiron) — беспредельном. Понятие апейрона отличается более абстрактным, менее воззрительным характером, чем первоначало Фалеса. По свидетельству Диогена Лаэртского, «он говорил, что начало и элемент (стихия) есть беспредельное, не определяя его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо другое. Он учил, что части изменяются, целое же остается неизменным» (16, ч. 1, стр. 35).

Если различные состояния материи (части) переходят друг в друга, то целое, апейрон, т. е. вся материя в совокупности, не может перейти в какое-либо другое первоначало.

Понятие апейрона, беспредельного, как отрицание предела в сущности имеется уже в размышлениях Фалеса о воде, которая в древних текстах иногда характеризовалась как беспредельная по величине. Очевидно, это же значение апейрона сохраняется и у Анаксимандра, но у
него появляется и другое, не менее важное его значение-неопределенной материи, ибо apeiron у древних греков обозначал нечто неопределенное, беспредельное и по величине и по свойствам. Так что апейрон Анаксимандра можно трактовать как бескачественную материю. Однако такой вывод хотя и правилен, но недостаточен для понимания истинного смысла апейрона. Необходимо рассмотреть это понятие в свете учения Анаксимандра о противоположностях. Дело в том, что Анаксимандр не только не отказался от учения Фалеса об изменении природных явлений как о смене качественных противоположностей, а продолжил и углубил его.

Если, согласно Фалесу, в основе всеобщей смены противоположностей лежит одна из таких противоположностей (вода), то, по мысли Анаксимандра, апейрон, являясь материальной основой противоположностей, содержит их в себе: будучи единым, он выделяет и вновь поглощает противоположности теплого и холодного, сухого и влажного и т. д. Эта мысль так изложена в «Физике» Аристотеля: «Иные полагают, что из единого выделяются заключающиеся в нем противоположности. Так говорит Анаксимандр» (16,ч.1,стр. 38).


Сохранилось также следующее, более пространное изложение взглядов Анаксимандра: «Из учивших, что (начало) — единое движущееся бесконечное, Анаксимандр Милетский, сын Праксиады, преемник и ученик Фалеса, высказал (положение), что началом (принципом) и стихией (элементом) сущего является беспредельное, первый введя такое название начала. Он говорит, что начало не есть ни вода и вообще ни одна из так называемых стихий (элементов), но некоторая иная беспредельная природа, из которой возникают все небеса и все миры в них. «А из чего возникают все вещи, в то же самое они и разрешаются согласно необходимости. Ибо они за свою нечестивость несут наказание и получают возмездие друг от друга в установленное время»; так говорит он в чересчур поэтических выражениях. Очевидно, заметив, что четыре стихии превращаются одна в другую, он не счел возможным признать какую-либо одну из них лежащей в основе других, но принял (в качестве субстрата) нечто от них отличное» (16, ч. 1, стр. 37).


«После него (Фалеса) Анаксимандр, друг Фалеса, утверждал, что в беспредельном заключается всяческая причина всеобщего возникновения и уничтожения. Из него-то, говорит он, выделились небеса и вообще все миры, число которых бесконечно. Он объявил, что все они погибают по истечении весьма значительного времени после своего возникновения, причем с бесконечных времен происходит круговращение их всех... Равным образом он говорил, что при возникновении нашего мира из вечного (начала) выделилось детородное начало теплого и холодного и образовавшаяся из него некоторая огненная сфера облекла воздух, окружающий землю, подобно тому как кора облекает дерево. Когда огненная сфера порвалась и замкнулась в несколько колец, возникли Солнце, Луна и звезды. Еще говорил он, что первоначально человек произошел от животных другого вида» (16, ч. 1, стр. 38 — 39).

Разместил: Милет Дата: 21.03.2009 Прочитано: 27944
Распечатать

Всего 1 на 4 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 >>

Дополнительно по данной категории

19.10.2010 - Характер взаимоотношения философии и науки в учениях милетских мыслителей
21.03.2009 - Фалес из Милета
21.03.2009 - Анаксимен из Милета
21.03.2009 - Анаксимандр из Милета
20.03.2009 - АРХЕЛАЙ из Афин или Милета (сер. 5 в. до н. э.)

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы