1. Философское мученичество Августина
2. Человек перед Богом
3. Учение Августина блаженного о предопределении
4. Спор о благодати и свободной воле
5. Проблема свободы. Свобода и Предопределение: спор с Пелагием
6. Проблема зла
Философское мученичество Августина блаженного
Многие проблемы, которые возникли у Августина в его жизни, были связаны с решением вопросов теодицеи (происхождения в мире зла). Именно поэтому Августин одно время был сторонником манихейства, именно поэтому он разочаровался в манихействе, был скептиком, и именно решение этой проблемы св. Амвросием Медиоланским и Плотином привело Августина в лоно христианской Церкви.
В своей «Исповеди» блж. Августин писал, что проблема существования в мире зла не давала ему покоя, и он в своих колебаниях уходил то в скептицизм, то в манихейство (ересь, утверждавшую существование субстанциального зла параллельно субстанциальному благу). Эти колебания Августина продолжались до тех пор, пока ему в руки не попались трактаты Плотина. В своей «Исповеди» он с присущей ему непосредственностью пишет о том, что в трактатах Плотина он не нашел учения об Иисусе Христе, о Воплощении и Воскресении, но он почерпнул там учение о нематериальности души, об объяснении зла, о существовании и нематериальности Бога.
Ошибка Августина блаженного состояла в том, что, будучи по складу философом, он брался за решение богословских вопросов …
Блаженный Августин страдал неким сверхлогизмом, который он разделял со всей вообще латинской ментальностью, свойственной ему по культуре (африканский эмоциональный пыл – лишь обратная ее сторона). Русский православный философ XIX века Иван Киреевский писал: «Ни один, может быть, из древних и новых Отцов Церкви не отличался столько любовью к логическому сцеплению истин, как блаженный Августин... Некоторые сочинения его являются как бы одна, из кольца в кольцо неразрывно сомкнутая, железная цепь силлогизмов. От того, может быть, иногда увлекался он слишком далеко, за наружною стройностью не замечая внутреннюю односторонность мысли, так что в последние годы своей жизни должен был сам писать опровержение некоторых из своих прежних утверждений»[3].
Человек перед Богом
Центральный вопрос для Августина – человек перед Богом. Человек выступает в 3-х измерениях:
– с точки зрения внешних событий,
– собственной воли и
– вечного, Божественного миропорядка.
Первые 2 рода отношений призрачны, неподлинны, поскольку они в конечном счете покрываются Божественным промыслом в мире. Главное в отношении Бога и человека – отношение греха, и это каждый верующий должен глубоко осознавать. Люди греховны по природе, в силу первичного грехопадения Адама и Евы. По своему происхождению грех был свободен, по своим последствиям он есть рабство, проклятие человеческой природы. Поэтому призвание человека – вечное искупление греха. За все содеянное, как доброе, так и злое, человек несет ответственность перед Богом.
Учение Августина блаженного о предопределении
И в то же время Августин доказывал всецелое подчинение судьбы каждого смертного Божественному предопределению. Люди попадают на Небо не потому, что они добры, – все мы погрязли в пороке, – а в силу нисхождения Божественной благодати, которой удостаиваются избранники. Объяснить, почему одни спасены, а другие прокляты, невозможно, понять мотивы Бога человечеству недоступно.
|