Философ-рационалист.
Родился в Португалии, получил католическое воспитание, в 1614 бежал в Голландию, где увлекся иудаизмом. Однако вскоре выступил е «Тезисами против традиции», где обвинял «фарисеев» (раввинов) в искажении подлинного учения Моисея; отрицал, например, бессмертие души на основании того, что Ветхий Завет 66 этом умалчивает. В 1623 был отлучен от синагоги, год спустя опубликовал трактат «О смертности души человеческой» (Sobre a mortalidade da alma do homen, И524, рус. пер; 1958), который был публично сожжен раввинами Амстердамской общины. В 1633 вынужденно отрекся о¥ своих убеждений, но вскоре вновь разошелся с раввинами и в том же году подвергся повторному отлучению; Спустя семь лет согласился подвергнуться унизительной процедуре покаяния, но уже через несколько дней после этого застрелился, оставив рукопись «Пример человеческой жизни» (Exemplar humanae vitae), изданную только в 1687. В ней Акоста подверг сомнению истинность как библейского иудаизма, так и религии откровения вообще. Отделяя мораль от религии, Акоста полагал, что общество объединяет врожденный всем людям закон любви к ближнему, на основе которого происходит различение добра и зла и который не зависит от религиозных предписаний. В противовес этой естественней религии существующие религии сеют ненависть и рознь между людьми. Оказал влияние на Спинозу, впоследствии подвергшегося аналогичным гонениям:
Лит.: Казарин А. Уриэль Дакоста.—«Фронт науки и техники», 1935, 11-12, Michaelis de Ksconcetlos С. Uriel da Costa. Coimbra, 1922.
O.'B. Суворов
|