Множество упоминаний мы находим даже у Данте и в мистических богословских сочинениях средневековья. Физической моделью этого может служить гениальная лента Мебиуса. Я не хочу углубляться в подробности этих описаний, для того, чтобы скептический читатель смог полностью насладиться тем, что под одной и той же вещью можно понимать абсолютно различные вещи. И тем не менее описание одного и того же явления в разных языках: литературе, геометрии, богословии, физике и других, вполне узнаваемо. Отсылаю читателя к ним непосредственно без моих комментариев в контексте сказанного. Ограничиваюсь лишь перечислением.
Остается нерешенным один вопрос: что происходит, когда сторонний наблюдатель вновь воспринимается, как часть "я", заблудшая и вернувшаяся из тысячелетнего странствия в культуре и науке? Происходит прежде всего то, что человек перестает чувствовать свою отчужденность, которая так хорошо описана у Маркса. А если ощущение отчужденности пропадает, то культура, история, наука перестают быть сторонним общественным опытом и начинают идентифицироваться, как личный, то есть опыт личности. Личность таким образом начинает определять саму себя не из контекста общества, как это было многие тысячелетия, а из контекста бытия, что она так до сих пор и не научилась делать. И наконец, возникает долгожданный диалог с бытием, как с неким субъектом, под которым можно, разумеется подразумевать все, что угодно, в зависимости от потребностей личности, я предполагаю Бога. Хочу заметить, что собеседника выбирает сам субъект, а не бытие, и таким образом открывается еще одна степень свободы человека, выбор глобального собеседника - бытие, пустоту, культуру, Бога, другого человека. Перечислять можно до бесконечности, причем никто не исключает и двух и трех собеседников, главное, чтобы человек понимал, что все эти персонификации, кроме Бога, Который может реально ответить, и другого человека, который на это способен также, как и Бог, есть способность сознания, воплощаться во что угодно, по желанию субъекта, в том числе становиться множеством отражений собственной личности. Таким образом, перед нами открывается еще одна способность сознания в отношении субъекта - актерская возможность воплощаться во все, во что захочет субъект, и представать как реальный субъект и повествовать о том, что человек хочет узнать. Сознание становится способным не только отражать, но и само становиться отражением чего бы то ни было, и доносить до человека сущность того, что он хочет познать. Это человеку уже известно со сторонним наблюдателем, в котором эти способности сознания проявляются. Но пока человек не поймет, что это его собственная способность, он не сможет овладеть этим механизмом создания сторонних наблюдателей и проникать в любое явление или предмет так, как ему угодно и воспринимать их суть, не может иметь сразу несколько сторонних наблюдателей, если есть в этом нужда. Мы можем наблюдать таким образом новый феномен свободы человека.
Фактически, я хочу этим ограничиться в описании этой степени самосознания, так как доступное себе я уже изложил, а другие аспекты я пока только чувствую в себе.
И. Кона |