Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
В чeм смысл жизни?

В ощущениях
В слиянии с Божественным
В Познании
В служении обществу
Смысл жизни-спекуляция разума


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1006
Комментарии: 1

Философы

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

УХТОМСКИЙ Алексей Алексеевич (13 июня 1875, Вослом, Ярославской губ. — 31 августа 1942, Ленинград)

Русский физиолог-экспериментатор.

titleВ1888 — слушатель Московской духовной академии, в 1898 получил степень кандидата богословия В 1899 поступил на восточный факультет Петербургского университета, в 1900 перевелся на естественное отделение С 1902 занимается научными исследованиями в лаборатории физиолога Н Е Введенского С 1911—преподаватель, с 1918 — профессор Психоневрологического института С 1922 заведует кафедрой физиологии и лабораторией университета С 1932 — директор физиологического НИИ Премия им В И Ленина Академик АН СССР (1934)
Изучая природу и законы жизнедеятельности, поведения организма в целом, открыл основной закон деятельности нервной системы, назвав его доминантой (лат. dominalis) — очаг возбуждений, временно господствующий и побуждающий организм в конкретной ситуации к определенным действиям («Доминанта как рабочий принцип нервных центров», 1923). Принцип доминанты применялся и при выяснении физиологических основ некоторых психических явлений, абстрактного и конкретного мышления и образования условных рефлексов. Воспринимая мир диалектически, как «текущий процесс» — в живом единстве материального и духовного, считал, что доминанта «гражданского сознания» побуждает «высшие этажи» центральной нервной системы вступать в борьбу с отрицательными тенденциями к покою и омертвлению. Высоко ценил философию — «науку гениев», с их исключительной индивидуальностью как высшей ценностью мыслящего человечества, стремящегося к познанию истины. Но в способности человека к познанию, не умаляя значения разума, отдавал приоритет эмоциям, возникающим в подсознании. По его мнению, рационализм, сделавший из науки «фантом сверхчеловеческого знания», должен уступить место диалектике. Его идея «собеседования с Бытием» пронизана высоким чувством ответственности за существование человечества.
Соч.: Собр. соч., т. 1—6. Л., 1945—62; Интуиция совести.— В кн.: Письма. Записные книжки. Заметки на полях. СПб., 1996.
Лит.: Учение А. А. Ухтомского о доминанте и биология.— Сб. научных трудов. Л., 1990.

Н. М. Северикова
Разместил: Философ Дата: 24.10.2009 Прочитано: 5302
0
Распечатать

Дополнительно по данной категории

24.10.2009 - УОТКИНС (Watkins) Джон Уильям Невилл (род. 1924)
24.10.2009 - УСПЕНСКИЙ Петр Демьянович [5(17) мая 1878, Москва— 2 октября 1947, Лин Плейс, Англия]
24.10.2009 - УСТРЯЛОВ Николай Васильевич (псевд. П. Сурмин) (март 1890, Петербург — расстрелян 14 сентября 1937)
21.10.2009 - УЭВЕЛЛ (Whewell) Уильям (24 мая 1794, Ланкастер-6 марта 1866, Кембридж)

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы