Теперь церковь стала союзницей государства. Еще в конце II в. видный деятель христианской церкви Тертуллиан писал о всеобщем счастье, мире и братстве, которые бы наступили в империи, если бы сам Цезарь стал христианином. Эта мечта, казавшаяся утопической, исполнилась, не улучшив ни положения империи, ни христианской церкви. Обстановка полного крушения старых порядков, нашествий варваров и всяческих катаклизмов представляла прекрасную питатель-ную среду для христианской проповеди. В условиях, когда колебалось потрясенное в своей основе тысячелетнее римское государство, мно-гим представителям не только бедноты, но и среднезажиточных слоев общества казалось, что приближаются “последние времена”. Эти на-строения умело использовались христианскими проповедниками.
Церковь, несмотря на все попытки примирения с государст-венным аппаратом империи, все же оставалась в конкретной обста-новке того времени наиболее решительным противником старых по-рядков, и кризис всего социально-политического строя, естественно, должен был пойти ей на пользу. Именно усилие церкви превращало ее, независимо от устремлений клира, в объективную угрозу всем тенденциям к реставрации старых порядков и вызывало репрессии таких императоров, как Деций, Диоклетиан и др.
В III в. и начале IV в. христианство развивалось дальше по тому же пути, по которому оно шло в предыдущее столетие. Основ-ные этапы этого развития сводились:
к борьбе за полную легальность, за признание равноправия с прочими религиями; к окончательному отказу от всех “крайностей” первона-чального христианства;
к дальнейшей разработке собственной догматики и обрядно-сти;к еще большей централизации церкви (местные соборы) и росту влияния клира; к борьбе против старых и новых ересей.
Все эти моменты тесно переплетаются друг с другом, их об-щей подоплекой были определенные изменения в социальном составе верующих. Постепенно христианские общины стали обрастать все более обширным хозяйством. В их ведении находились не только мо-лельни предыдущего периода, но уже целые церковные дома, а с на-чала IV в. и храмы со всевозможными предметами культа и богослу-жебными книгами. Эти изменения в социальном составе христиан-ских общин имели громадное значение. Они усиливали в церкви тен-денции к компромиссу с властями и, с другой стороны, сделали хри-стианские общины вполне респектабельными в глазах представите-лей высших слоев римского общества. Кроме того, перемены предо-пределили обострение борьбы между различными течениями внутри христианства.
Христианству предстояло пройти долгий путь развития, пре-жде чем была выработана стройная система его догматов. В то же время отсутствие догматов и жесткой организационной структуры дало возможность раннему христианству воспринять и органически включить в свод своих учений наиболее распространенные среди римского народа элементы религиозных представлений.
Основной идеей раннего христианства был приоритет духов-ного очищения человека, причем был важен не сам факт исполнения или неисполнения ритуала (покаяние и крещение в Иордане), а внут-ренний настрой человека.
Христианские общины, возникшие во второй половине I в., еще не имели сложившегося вероучения: одних привлекал образ бед-ного человека, ставшего помазанником божьим и воскресшего, дру-гих – божество, принявшее вид раба, но все они верили в то, что он пострадал во имя людей и принесет им избавление от страданий.
С самого начала в христианской этике сочетались логически несочитаемые вера в предопределение и убеждение в возможности выбора. Согласно христианскому учению весь путь человечества вплоть до явления и искупительной жертвы Христа был предопреде-лен, предсказан, и, с другой стороны, каждый человек имеет свободу выбрать путь спасения или отказаться от него, как те люди, “в кото-рых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода”. норм “этого мира” и единении в вере. Однако жизнь постоян-но ставила перед христианами вопросы об их конкретном поведении в этом мире. Уже в таких ранних христианских сочинениях, как “От-кровения Иоанна Богослова” и в посланиях Павла ощущается острая внутренняя борьба, которая шла среди первых христиан по вопросам их поведения по отношению к внешнему миру и друг к другу. Но, несмотря ни на что, их сплачивала, прежде всего, страстная вера в возможность вечного спасения вне того мира и времени, в котором они жили.
Создавшаяся обстановка послужила толчком к образованию различных течений. Например, в Византии в V в. в христианстве воз-никло течение несторианство. Его основателем был Несторий, патриарх Константинопольский (428-431 гг.), который подверг рациона-листической критике мистическое христианское понятие “богочело-века”. Согласно Несторию дева Мария родила человека, который впоследствии, преодолев человеческую слабость, возвысился до сына божьего (мессии). Во Христе человеческое и божественное начало пребывают в относительном единстве, никогда полностью не слива-ясь. На Эфесском соборе 431 г. (третьем Вселенском) несторианство было осуждено как ересь. Несториане бежали в Иран, Среднюю Азию, а затем в Китай.
|