Интенция | Все о философии

21.03.2009 - Аристотель (384–322 до н. э.)

Греческий философ и ученый-энциклопедист, основатель Перипатетической школы


Жизнь Аристотеля


1. Родился

Аристотель родился в греческой колонии – г. Стагиры на северо-западе Греции, рядом с Македонией. Отец его Никомах был врачом царя Македонии Аминты III (отца Филиппа). Похоже, и сам Аристотель овладел врачебным мастерством.

2. Поступил в Академию

Однако врачом он стать не захотел и в 18 лет уезжает в Афины, где поступает в Академию Платона и становится верным и лучшим учеником Платона. Сам Платон говорил: «Если Ксенократ (один из учеников) нуждается в кнуте (т. е. чтобы его подгоняли), то Аристотель нуждается в узде». Их близкие отношения не прекращались в течение 20 лет, вплоть до самой смерти Платона.

В «Никомаховой этике» Аристотель высказывает, что ему тяжело полемизировать со своим другом Платоном, с тем, кого он глубоко почитает, но к этому его принуждает истина, которая ему еще дороже (Платон мне друг, но истина дороже). Уже в Академии Аристотель преподавал и разрабатывал риторику. Он сам как истинный философ поощрял своих "сотоварищей" к диалектической критике и проверке самых оснований своего учения.

3. В Малой Азии

После смерти Платона Аристотель покидает Афины, так как не был согласен с политикой следующего главы Академии – племянника Платона Спевсиппа. Он уезжает в Малую Азию, в городок Ассос, ибо правитель этого города тиран Гермий благоволил философам – еще до этого вступил в переписку с Платоном, тот послал к нему двух учеников, которые, памятуя о том, что, согласно Платону, в Академию «не геометр да не войдет», заставили тирана изучать геометрию. Аристотель, приехав в Ассос, освободил царя от этого изучения, поскольку сам Аристотель, в отличие от Платона, не считал, что царь сам должен быть философом, достаточно, чтобы он прислушивался к мнению окружающих его мудрецов. Гермий в последующем породнился с Аристотелем, отдав ему в жены свою племянницу Пифиаду. Впоследствии Гермий был казнен персами, и Аристотель в 343 г. уехал в столицу Македонии Пеллу.

4. Воспитатель царевича Александра Македонского

Сын царя Аминты III – Филипп II вспомнил о сыне своего врача и пригласил его для воспитания своего сына 13-ти лет – Александра (впоследствии Македонского). Он воспитывал его 4 года, пока Александр не стал соправителем своего отца в 16 лет.

Вначале у Аристотель были хорошие отношения и с Филиппом и с Александром. Он часто заступался перед македонским царем за целые города и за отдельных лиц; и это заступничество имело полный успех. Своею любовью к науке и поэзии Александр был обязан Аристотелю. Александр впоследствии говорил, что чтит Аристотеля наравне со своим отцом: «Отец дал мне жизнь, а Аристотель дал то, что придает этой жизни цену». Так что Александр чтил его как отца и впоследствии покровительствовал ему и поддерживал его во всех научных изысканиях своими средствами. Потом отношения между Аристотелем и Александром стали сложными. Когда царь начал войну, Аристотель возвратился в Стагиру, где жил 3 года. В это время кончилась эпоха полисного строения греческого государства, так как македонцы завоевали Грецию. Начиналась эпоха эллинизма.

5. Ликей

Когда начался поход на Персию, Аристотель вернулся в 335 г. в Афины и основал свою школу. Как неафинянину, ему разрешили открыть ее в пригороде Афин, возле храма Аполлона Ликейского – Ликей (Лицей). Школа еще носила название перипатетической. Много версий относительно названия. Наиболее распространенная та, что peripateo обозначает «прогуливаться», и перипатетики, т. е. Аристотель со своими учениками, изучали философию, прогуливаясь по саду вокруг храма. Другая версия: «перипатуе» – это крытая галерея (колоннада) вокруг храма Аполлона, где и велись занятия. В Ликее Аристотель преподавал 12 лет, до тех пор, пока Александр не умер. К этой эпохе относится самая плодотворная пора деятельности Аристотеля, когда он создал свою школу и написал все произведения, дошедшие до нас. Школа, которая была основана Аристотелем, во многих отношениях подобна Академии. Но стиль был здесь принят более научный (“политех”).



Между учителем, его "товарищами" и учениками было постоянное умственное общение. Вся работа этой школы носит характер совместного труда. В те 12 лет, которые Аристотель провел в Ликее, им было написано такое множество сочинений, что трудно представить себе, чтобы все эти сочинения были результатом деятельности 1 человека. Рассматривая сохранившиеся до нас сочинения Аристотеля, мы можем прийти к тому выводу, что ему принадлежала лишь редакция их. – Многие большие систематические сочинения ("Метафизика") Аристотеля как бы составлены из частных исследований. По-видимому, исследуя какую-либо определенную дисциплину, Аристотель и его "товарищи" и ученики сначала собирали и приводили в систему, анализировали весь доступный им научный материал, все предшествовавшие наблюдения, гипотезы и теории. Каждому систематическому изложению какой-либо науки предшествовал целый ряд подготовит. исследований, как, напр., по зоологии или политике. Чтобы построить свое учение о государстве, Аристотель собрал исторический материал по устройству 158 греческих государств. Составлялись отдельные сборники рефератов, которые затем подвергались общей обработке, редактировались Аристотелем, а впоследствии послужили основанием для систематических сочинений.

6. Гонения

Отношения Александра к Аристотелю к тому времени охладились. Придворные льстецы, которые в это время уже имели влияние на царя Александра, воспользовались случаем, чтобы оклеветать философа. Аристотеля обвиняли, будто он подговорил приближенного дать царю приготовленный им яд. Со смертью Александра Аристотель тем не менее потерял покровителя. Антиалександровская оппозиция в Афинах взяла верх, вспомнили, что Аристотель был учителем Александра, начались гонения. Вспыхнувшая вскоре после того Ламийская война (323 г.) поставила Аристотеля, как приближенного к бывшему македонскому царю, в крайне опасное положение. Он был обвинен в безбожии и должен был бежать из Афин в Эвбею.

Аристотель сказал, что он не хочет, чтобы афиняне второй раз обагрили себя свои руки кровью философа, памятуя о судьбе Сократа. На острове Эвбея Аристотель умирает от болезни желудка. К этому времени оппозиция потерпела поражение в Афинах, и, возможно, преследований Аристотеля не было бы [перестраховался?].

Сочинения Аристотеля


1. Ученый-энциклопедист

Аристотель в отличие от предыдущих крупных мыслителей, Платона и Сократа, был не только философом, но и ученым, и оставил после себя множество трактатов по ест. наукам – физике, биологии, а также по искусству и политике. Аристотель стоит у истоков многих наук, и действительно его можно назвать первым крупным ученым-энциклопедистом Европы (минералогия, зоология, …). Сочинения Аристотеля охватывают все отрасли тогдашнего знания.

2. Жанр трактата

Целью сочинений Аристотель ставил "теорию" – познание божества и познание мира. Однако его сочинения не носят ни художественного, ни мистического характера, в отличие от творений Платона, а скорее имеют характер трактата в стиле современной научной объективности; это единственный древний писатель с таким направлением. В его дошедших до нас сочинениях мы не находим сердечного пафоса Платона: слог сжат и блещет остроумием. Упреки в насмешливости, которые ему делали, справедливы; едкие насмешки над философами попадаются нередко. Но, судя по его этике, Аристотель умел понимать дружбу и имел самый возвышенный взгляд на все лучшие чувства в человеке; так, он сумел воспитать благородный дух своего царственного воспитанника.

Аристотель более своих предшественников жил наукой, жил головой. Аристотель поражает ослепительной ясностью и прозрачностью своей мысли. Мастер анализа, он был равно наделен даром творческого построения и философской интуиции. Трудно себе представить, чтобы 1 человек мог сделать столь много для всех отраслей знания, как Аристотель. При этом Аристотель был слаб здоровьем; но он напряг все свои силы на эту работу мысли.

3. Сохранность

Он написал более 150 научных трудов. Сочинения Аристотеля не так полно и не так хорошо сохранились, как сочинения Платона: до нас дошла только часть его более поздних произведений, а все, написанное им в ранний период, утеряно. Сочинения Аристотеля перешли по наследству к его любимому ученику Теофрасту. Потомки зарыли пергаменты в погреб; они сильно пострадали от сырости и от мышей. Затем они были проданы в Афины, а отсюда были похищены Суллой и перевезены в Рим. Там их издал Андроник Родосский (Андроник Родосский, 1 в. до н. э.), древнегр. философ, 11-й схоларх перипатетической школы. Систематизировал и издал основные трактаты Аристотеля – его т. н. "эсотерические" сочинения.).

4. Основные работы

Основные сочинения – логический свод «Органон», собственно философский трактат «Метафизика», книги по теории естественных наук – «Физика», «О небе», «Метеорология», этические, политические, эстетические трактаты – «О душе», «Этика», «Политика», «Риторика», «Поэтика» и др.



Осн. работы: а) логические – работы по логике, получившие название «Органон» (орудие), ибо для самого Аристотеля логика была орудием для того, чтобы размышлять и ориентироваться в др. науках; в «Органон» вошли «Аналитика» I и II (учение о силлогизмах), «Топика», «Категории», «Об истолковании», «О софистических опровержениях»; б) философские – это «Метафизика»; в) физические – «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении» и «Метеорология»; г) психологические – «О душе» и 8 небольших трактатов; д) эстетические или искусствоведческие – «Поэтика» и «Риторика»; е) этические – 3 этики: «Никомахова», «Эвдемова» и «Большая этика»; у Аристотеля было 2 детей – дочь и сын, сына звали Никомахом, для него Аристотеля и написал одну работу; ж) политико-экономические – «Политика» и «Экономика». Всего 1000 книг.

5. Судьбы трактатов Аристотеля

Работы Аристотеля после его смерти надолго исчезли из культурного обихода. Кто-то пытался заняться их изданием – это не получилось, и для философов эллинистической эпохи трактаты Аристотеля практически не были известны, разве что в пересказах и изложениях или в перипатетической школе. И только лишь в 1 веке после Р.Х. перипатетик Андроник Родосский решил обнародовать соч. Аристотеля и занялся их систематизацией. В то время (под влиянием стоиков и эпикурейцев) все фил. знание обычно делилось на 3 группы: этика, физика и логика. Поэтому были вычленены работы Аристотеля по логике, этике и физике, и осталась часть работ, которые некуда было вставить.

И Андроник Родосский поставил эти работы на полку после работ по физике, и они получили название работ «после физики» – «Метафизика». По иронии судьбы у Аристотеля эти работы были посвящены тому, что он называл «первой философией», саму физику называя «второй философией». Часто, не зная происхождения этого слова, говорят, что метафизика – это то, что выше физики, как бы трактует о предметах, лежащих за пределами физ. познания. Т. обр., слово метафизика произошло благодаря ист. случайности и было неизвестно Аристотелю: все сочинения по "первой философии" были помещены редакторами сочинений Аристотеля после его физики (μετα τα φυσιχα). Термин "метафизика" введен в эпоху Августа перипатетиком Ник. Дамаскиным. Сама книга «Метафизика» состоит из 14 отд. книг. Они написаны в разные периоды творчества, иногда они развивают друг друга, иногда повторяют: Аристотель не останавливался на некоторых своих положениях. Он не излагает некую готовую, сформировавшуюся систему, а как бы ищет истину.

Характер аристотелевской философии


1. Значимость

Аристотель оказался величайшим мыслителем Древней Греции, создателем самой законченной и всеобъемлющей системы античного знания. Творчество Аристотеля – выдающийся вклад в развитие и философских, и гуманитарных, и естественнонаучных исследований. Его идеи, как и идеи Платона, долгое время определяли ход развития европейской мысли.

Правда, в поздней античности Аристотель был долгое время мало известен, но зато в Средние века трактаты Аристотеля стали привлекать к себе пристальное внимание, и благодаря трудам Фомы Аквинского его идеи прочно обосновались на кафедрах западных университетов. Его учение вплоть до начала Нового времени считалось непогрешимым (божественный Аристотель). Дань этому философу отдавали все философы вплоть до наших дней.

2. Связь с платоновским учением

Философия Аристотеля тесно связана с платоновским учением. Ее положения Бертран Рассел охарактеризовал даже как «разбавленные здравым смыслом взгляды Платона».

Если в раннем Средневековье и поздней античности Аристотеля часто называли платоником (блаж. Августин), то в эпоху Возрождения принято было противопоставлять Аристотеля Платону.

Влияние Платона на Аристотеля сказалось прежде всего в характерном для Аристотеля внимании к логической стороне любого рассматриваемого им вопроса. У Платона Аристотель прошел серьезную школу критической рефлексии, научился логически расчленять, анализировать, и надо сказать, что интерес Аристотеля к такого рода расчленению едва ли не больший, чем у его учителя. Искусством различения понятий, выявления всех значений, какие может иметь слово, прямых и переносных, Аристотель владеет виртуозно; это искусство он, несомненно, вынес из Академии и обязан им диалектике, которую в Академии всегда высоко ценили.

Однако Аристотель считает недостатком платоновской научной программы ее односторонний – логико-математический – характер. С его точки зрения, платоновско-пифагорейская школа не уделяет достаточного внимания естествознанию. Поэтому Аристотель обращается к другой традиции в греческой науке, а именно к ранним "физикам" – Анаксагору, Эмпедоклу, Демокриту и др., стремясь преодолеть ту, на его взгляд, одностороннюю ориентацию, которую он видел в Академии.

3. Систематичность трудов

Аристотель является первым философом-энциклопедистом и систематизатором: он построил свое обширное учение как научно обоснованную систему, стремящуюся охватить все сферы человеческого опыта. Аристотель исследует учения всех предшествовавших ему философов и критически их рассматривает.



Как и его учитель, Аристотель – философ умозрительный, исходящий из основных начал Сократа. Оба они, несмотря на значительные различия, по сути имеют один и тот же взгляд на самую природу знания: в их глазах знание имеет свое начало в разуме, в понятиях, а не в ощущениях. Истинное знание есть логическое знание, которое достигается посредством исследования понятий, их образования и сочетания. Понятиями постигается действительное в вещах, их неизменная сущность, их конечное основание, всеобщее и необходимое в них. И эта сущность вещей, то, что в них истинно и действительно, заключается в общих началах, в родовых формах или видах – ειδη, которые составляют содержание наших понятий. Т. обр., мы находим здесь принципиальное согласие. Философия Аристотеля точно так же, как философия Сократа и Платона, является наукой понятия. Все единичное, частное сводится индуктивным путем к всеобщим понятиям.

4. Философия как теология

Философию – область теоретического знания Аристотель наз. теологией, т. е. богословием, учением о Боге. Аристотель впервые вводит в обиход термин "теология". Теоретическое знание – это знание об общем, поскольку разум дает понятие об общем, а чувственное – о единичном, поэтому теоретическое знание достигается только посредством разума, оно ищет причины и цели, т. е. главной целью теоретического знания является благо (видно влияние Платона).

Само теоретическое знание Аристотель делит на 3 вида. Теоретическое знание может быть:

– о существующем самостоятельно, но подвижном – это физика;

– о неподвижном, но существующем несамостоятельно – это математика;

– о существующем самостоятельно и неподвижном – это метафизика (физика для Аристотеля – это уже 2-я философия).

Существовать самостоятельно, т. е. иметь источник бытия в самом себе, а не в чем-нибудь другом, и быть неподвижным, т. е. вечным, может, естественно, только Бог, поэтому осн. предметом метафизики явл. Бог, поэтому первая философия – теология.

Эта классификация изящна и логична, но, тем не менее, она надолго уведет последующую мысль в сторону, поскольку разрывает отношения физики и математики. Они разведены Аристотелем на разные полюса, трактуют о разных предметах, поэтому такого понятия как математическая физика для Аристотеля не может существовать.

Если все другие виды науки исследуют лишь конкретные виды сущего, определенные формы или отношения его (напр., математика – величины, физика – вещество и движение), то "первая философия" рассматривает "сущее как таковое и то, что относится к нему, как к сущему" Она рассматривает таким образом самые общие определения сущего, самые общие начала всего существующего; она – самая общая наука и вместе – самая трудная, так как здесь достигаются крайние пределы отвлечения.

5. Виды знания

Все знания Аристотель делит на 3 типа, 3 группы: знание практическое, творческое и теоретическое.

1) Практ. знание включает в себя этику, экономику и политику, т. е. оно подразумевает умение действовать, жить в этом мире. Этика – умение обращаться с ближним.

2) Знание ремесленника – это уже творческое знание.

3) Теория – созерцательное знание, не имеющее никакой жизненной ценности, но в этом и парадокс, что для истинного философа теоретическое знание имеет большую ценность, поскольку оно является знанием свободного человека. Оно наиболее ценно, так как оно свободно, ведь практическое и творческое знания существуют для какой-либо цели. А теоретическое знание – ради самого знания, поэтому оно наиболее высшее, ценное, свободное.

Подобно тому как наиболее свободным, по словам Аристотеля, является человек, который живет для самого себя, а рабом является тот, кто живет для другого. Так и знание, существующее для какой-либо цели, – знание несвободное. Поскольку в мире есть одно полностью свободное существо, а именно Бог, то и теоретическое знание является одновременно знанием, наиболее достойным Бога. Человек, обладая теоретическим знанием, сам уподобляется Богу.

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=84