Интенция | Все о философии

03.10.2013 - Учение о магии Кампанеллы

Обновление наук, необходимость которого провозгласил Кампанелла, означало не только расширение знаний о мире, но и новое понимание целей и задач научного знания.

Книжному и созерцательному характеру схоластики Кампанелла противопоставил глубокое понимание практической ценности научного знания; познание природы должно служить человеческой практике. <Всякое знание берет начало от практики и к практике возвращается, если под практикой понимать всякое действие>, - писал он в <Богословии> (33, стр. 56). Это осознание практической цели знания приобрело в философии Кампанеллы новой науки в недрах натурфилософии эпохи Возрождения форму учения о магии как искусстве практического применения знаний о мире. Не случайно столь часто цитируемая книга Кампанеллы о теории познания завершается обширным разделом о магии, и полное ее название звучит так: О способности вещей к ощущению и о магии. <Магами, - говорит Кампанелла, - назывались древние восточные, преимущественно персидские, мудрецы, которые постигали тайны бога и природы - этого божественного искусства, - а потом творили удивительные вещи> (24, стр. 221). В 14-й книге <Богословия> Кампанелла дал следующее определение магии: <Естественная магия есть практическое искусство, использующее активные и пассивные силы вещей для достижения удивительных и необычных результатов, причины и способы осуществления которых неведомы толпе> (38, стр. 164). Искусство это пользуется <удивительно действующими естественными причинами>. Связанное с <физикой> (т. е. учением о природе) и с астрологией, магическое искусство исходит из таинственных, часто не познанных или необъяснимых свойств природы, из <симпатии> и <антипатии> вещей. Магия основана на <всеобщем согласии> в мире (24, стр. 315). В этой магии, подчеркивает Кампанелла, нет ничего суеверного или сверхъестественного: <Маг взирает на лик небес не суеверно, но как физик, и производит удивительные действия, прилагая активные силы к пассивным> (38, стр. 168). Он использует таинственные свойства растений, камней, животных. <Магия продления жизни> сводится у Кампанеллы к сумме медицинских советов, где реальные наблюдения смешаны с фантастическими и произвольными догадками (24, стр. 243 - 252). Особенное внимание уделяет Кампанелла дополняющей <естественную магию> <магии искусственной> - под последней он понимает воздействие изобретений человеческого ума. Не всякое техническое изобретение и открытие может быть отнесено к искусственной магии, но лишь такое, механизм действия которого не известен окружающим. Так, <в Италии чудом было первое употребление артиллерии венецианцами>, теперь же оно вошло в привычку; американские индейцы приняли испанцев за богов, издающих гром из своих ружей, но это было <вначале, а не теперь> (38, стр. 178). Таким же <магическим> делом первоначально было изобретение компаса и книгопечатания (24, стр. 242). <Реальная искусственная магия производит реальные действия>, - говорит Кампанелла в 14-й книге <Богословия> и в качестве примеров приводит искусственного орла, <недавно сделанного в Нюрнберге>. К магическим действиям он относит и превращения камней и металлов, действия алхимиков. Но <всякую магию превосходит> телескоп, <который в тысячу раз увеличивает предметы и сокращает расстояния, благодаря чему Галилей увидел новые звезды, и планеты, и облака> (38, стр. 186). Сам Кампанелла немало занимался <искусственной магией>, составляя проекты захватывающих воображение изобретений. В мемориалах, направленных из неаполитанских тюрем правителям и государям, он обещал создать корабли, которые и без весел могли бы плыть в безветренную погоду; построить повозки с парусами, передвигающиеся с большими грузами одной силой ветра; сделать приспособление, с помощью которого всадники смогли бы управлять конем, не занимая обеих рук (192, стр. 478). Еще большего в мечтах калабрийского узника достигли граждане <Города Солнца>: <. . . они уже изобрели искусство летать - единственное, чего, кажется, недоставало миру, а в ближайшем будущем ожидают изобретения подзорных труб, при помощи которых будут видимы скрытые звезды, и труб слуховых, посредством которых слышна будет гармония неба> (5, стр. 120 - 121). Итак, <естественная> и <искусственная магия> Кампанеллы - это использование магом-философом таинственных и неизвестных <толпе> достижений науки, свойств природы и природных сил, технических новшеств и изобретений с целью психологического воздействия на души людей. Но этим не ограничиваются задачи магафилософа. Пока речь шла, собственно, о средствах. А целью его является преобразование человеческого общества, переустройство мира. Так появляется в книге <;О способности вещей к ощущению и о магии> специальная глава - <Общие правила возбуждения и изменения страстей>. <Великий маг, говорит Кампанелла, - должен быть законодателем, который вводит вещи приятные и полезные всем, а немногих противящихся убеждает, что они хороши. Если ты прибавишь знание физики и астрологии, которые действуют и движут известными вещами в известных местах и в известное время, то достигнешь совершенства> (24, стр. 279). Таким образом, <маг> - это философ, который не ограничивается созерцанием, но действует, основываясь на знании глубочайших взаимосвязей мира. Включая в себя весь свод наук, в том числе и астрологию, которая являлась для Кампанеллы наукой о взаимосвязи земных и небесных явлений, магия должна была, по мысли калабрийского реформатора, служить основой практической деятельности в целях всеобщего преобразования. Так через магию натурфилософия смыкается с политикой. В учении о маге-законодателе нашла своеобразное выражение практически-политическая направленность его философии. В то же время, поскольку магия означала практическое осуществление руководства обществом на основе научных знаний, в учении Кампанеллы о магическом предназначении философии нашла свое выражение мысль о необходимости перестройки общественных отношений.
Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=726