Интенция | Все о философии

21.03.2009 - Космология Платона

1. Космогония Платона (диалог «Тимей»)
2. Учение Платона о Мировой


Космогония Платона (диалог «Тимей»)


1. «Тимей»

Обычно Платон с меньшим удовольствием обращается к физическим представлениям, чем к этическим и диалектическим. Достоверному познанию подлежит лишь умопостигаемый мир, а мир явлений подлежит лишь мнению. В известном смысле можно сказать, что между физикой Платона и его идеологией существует такое же соотношение, как между второю и первою частью поэмы Парменида, его изложением "мнения смертных" и его учением о Сущем.

Разница заключается в том, что Платон иначе понимал самое "сущее" и соответственно тому иначе относился и к "мнению", и к чувственному восприятию: оно занимает середину между ведением и неведением, как мир занимает середину между бытием и небытием. Поэтому и самое философское умозрение о природе, оставляя форму понятия, облекается в форму конкретного представления, в форму космогонического мифа. Таким взглядом Платона на изучение природы и объясняется полумифический характер его "Тимея" – единственного диалога, посвященного изложению физики Платона.

Свое учение о мироздании, о возникновении мира и Вселенной Платон изложил в диалоге «Тимей». Этот диалог оказался единственным, который получил большое распространение в эпоху средневековья, и многие знакомились с философией Платона прежде всего по диалогу «Тимей». Диалог необычен тем, что изложение ведется от лица не Сократа, а Тимея, рассказывающего Сократу и собеседникам миф, который сам он недавно услышал. Сократ одобряет этот миф и благодарит Тимея за доставленное удовольствие.

Сами по себе эти 2 факта – то, что учение о мироздании излагается не Сократом, а Тимеем, и то, что оно излагается в форме мифа, а не в форме рассуждения, – позволяют предположить, что Платон излагает не знание, а мнение. Но в этом нет ничего удивительно, поскольку по воззрениям самого Платона истинное знание можно иметь лишь об истинном бытии, т. е. либо о мире идей, либо о душе. О мире же чувственном, который включает в себя материю, т. е. небытие, может быть только мнение, а не знание.

2. Концепция создания мира

Переосмыслив предшествовавшую ему философскую традицию, Платон увидел в основе космоса 3 разнородных начала – это:

– это Бог-Демиург (творец; букв.: ремесленник, мастер) – активное начало,

– идеи (эйдосы) – качественное начало, и

– материя-“хора” (телесное, бесформенное, изменчивое, но восприимчивое начало, букв.: пространственность) – телесное начало.

Схема его замысла: Демиург, имея материю и «эйдосы» (идеи), создает чувственно-конкретный космос, придавая ему совершенную, сферическую форму.

Посредником между миром вечно тождественных идей и видимым миром становления в учении Платона выступает Мировая Душа. Она объединяет мир идей и мир вещей, в т. ч. и человека. Душа мира заставляет вещи подражать идеям, а идеи присутствовать в вещах. Она является источником разума в душе человека, что делает возможным познание интеллигибельного мира, мира идей. В целом она обеспечивает целесообразность и. закономерность косм. строя.

Душа мира творится Демиургом из тождественного, иного и сущности (или смеси тождественного и иного). По принципу симпатии (частный случай которого – “подобное познается подобным”) тождественное соответствует идеям, иное – материи, а вещам соответствует смесь тождественного и иного.

При этом статусом подлинного бытия Платон наделяет мир идей, материя же в силу ее бескачественности и пассивности объявляется небытием, а мир чувственно-конкретных вещей – миром вечного становления. Он подлинно существует в той степени, в какой в нем воплощаются идеи. Он несовершенен, поскольку несовершенен материал, послуживший для его создания, и поскольку он существует во времени.

Время, по Платону, творится вместе с космосом, оно есть «движущееся подобие вечности».



3. Демиург

Создатель мира сего – Бог, вечный, благой. По своей благости Он захотел создать мир, возможно лучший, подобный Ему Самому. Мы до сих пор встречались у Платона лишь с идеями и материей, а в этом диалоге находим новое начало – Бога, царящего над двумя вышеуказанными. Многие историки думали, что это лишь удобный образ для объяснения строения мира; но на деле мы имеем основание думать, что Платон признавал единого верховного Бога, отожествляя его с идеей Блага, выше которой ничего быть не может, так как она сама выше бытия, служит конечной причиной и первым началом всего сущего и не обусловливается никакою иною высшею идеей или началом.

Но что такое самосущее Благо? Как Солнце устрояет все в мире физическом, так Идея блага – в мире умопостигаемом. Здесь, как и у мегарцев Бог отожествляется с абсолютным.

4. Создание природы

Самое создание природы описывается следующим образом.

Демиург (творец мира) создал Душу Мира из смеси пребывающего идеального и делимого материального начала (т.е. из бытия и небытия в платоновском смысле). Он распростер эту смесь во всех направлениях, по всему протяжению, которое впоследствии наполнила собой видимая Вселенная.

Затем, разделив ее сообразно основным математическим отношениям гармонии и астрономии, он предобразовал в ней орбиты планет и небо неподвижных звезд.

В этом фантастическом образе духовное смешано с вещественным.

Кроме того, многие отцы Церкви трактовали этот диалог так, будто в нем изложено учение о сотворении мира Богом, хотя здесь можно увидеть, что образец, на который Демиург взирает, это идеальный образец, уже существующий вместе с Богом, а с другой стороны, он имеет материю, из которой и творит мир. Т. обр., Бог-Демиург не творит в собственном смысле слова мир, а лишь создает его из имеющихся идей и материи.

Поскольку Демиург творит мир, взирая при этом на вечный праобраз (первообраз) идей, то мир – это еще и космос, естественная гармония.

5. Создание Мировой Души

В качестве посредника между умом космоса (идеальным образцом) и телом (материей) Демиург создает Мировую Душу – смесь того и иного, «силой принудив не поддающуюся смешению природу иного /материи/ к сопряжению с тождественным /образцом/».

Насильственное (демиургическое) соединение в природе космоса столь разнородных начал приводит к тому, что все движения космического тела также имеют двойственный характер: в них наряду с природой тождественного обнаруживается природа иного.

Получив из трех одно целое, Демиург делит полученную уже смесь «на нужное число частей». Разделение целого тела космоса можно понять, только учитывая связь Платона с пифагорейской традицией символики чисел. Вот как описывает это Платон в “правдоподобно-мифологической” форме: « … рассекши весь образовавшийся состав по длине на две части, он (Демиург) сложил обе части крест-накрест наподобие буквы Х и согнул каждую из них в круг, заставив концы сойтись в точке, противоположной точке их пересечения.».

Интересно, что св. Ириней Лионский платоновские космогонические рассуждения воспринимал следующим образом: «то, что у Платона в Тимее говорится в физическом отношении о Сыне Божием, когда говорится, что Он (Бог) поместил Его во вселенной на подобие буквы Х, он заимствовал у Моисея. Ибо в Моисеевых писаниях рассказано, что в то время, как израильтяне вышли из Египта и были в пустыне, напали на них ядовитые животные, ехидны и аспиды и всякий род змей и истребляли народ; и Моисей по вдохновению и действию Божию взял мед и сделал образ креста и поставил его во святой скинии и сказал народу: если вы посмотрите на этот образ и уверуете, вы спасетесь через него. Вследствие того змеи, как написал Моисей, стали умирать, а народ через такое средство избежал смерти. Платон прочитал это, и не зная точно и не сообразивши, что было образ креста, в видя только фигуру буквы Х, сказал, что сила, ближайшая к первому Богу, была во вселенной на подобие буквы Х».

6. Подробности творения

Смесь, из которой была образована Мировая Душа, разделена была Демиургом на 2 части, из которых были образованы 2 круга, – внешний и внутренний, верхний, соответствующий небу неподвижных звезд, и нижний, соответствующий сферам планет. Небо и планеты движутся силою Мировой Души и по ее законам совершают свои круговые движения, размеренные гармонически. Движение внешнего круга, или неба неподвижных звезд, направленное к западу, есть движение вечное, всегда одинаковое, и соответствует той части души, которая образована из стихии высшей; самостоятельное движение планет представляет собою низшую стихию: отсюда зависит их разнообразие их орбит и скоростей движения.

Движению неба соответствует и познание: мир движется и в своем движении познает идеальные и материальные начала; он познает себя самого, вечно возвращаясь к себе самому; он познает идеальные, сверхнебесные начала в движении высших сфер, в которых они отражаются, и он познает временное, чувственное бытие, которое заключается в его низшей области. Как человеческая мысль соответствует движению внутренних органов человека, так и совершенная мысль соответствует совершенному мировому движению.



Земля шарообразна, неподвижна и помещается в центре мира. За землей следует сфера, или круг, к которому прикреплена Луна, затем – сферы Солнца, пяти планет, известных в древности, и, наконец, небо неподвижных звезд. [Феофраст сообщает, как передаст Плутарх, что под конец жизни, все более и более приближаясь к пифагорейцам. Платон признал подобно им центральный огонь, отказавшись, т. обр., от своей геоцентрической теории.].

Любопытно объяснение Платона относительно природы самих стихий, из которых слагается тело Мировой Души. И здесь объяснение Платона – телеологическое. Чтобы все явления мира сделать доступными осязанию и зрению, Бог составил мир из земли и огня. Но, так как эти основные стихии взаимно противоположны по своим природным свойствам, то, чтобы связать их, Бог переложил огонь и землю воздухом и водой, с той целью, чтобы идеи могли явиться в вещественном мире, воплотиться в видимых, осязаемых формах.

Итак, вначале Демиург творит Мировую Душу. Сотворив ее, Бог творит чувственный мир из 4 элементов. Он берет их в качестве образца, который уже существует. Он берет

– огонь, чтобы этот мир был видимым,

– берет землю, чтобы мир был осязаемым,

– берет воду и воздух, чтобы они связывали этот мир,

и таким образом возникает чувственный мир.

7. Мир как “чувственное божество”

Мир есть, т. обр., блаженное, одушевленное, живое существо. В космологии Платона характерно постоянное стремление объяснить различные части мироздания из идеи Блага, из представления о благости Творца, который создает мир по Своему образу, по подобию идеи Блага, царящей в мире умопостигаемом. Рассматривая мироздание, Демиург находит его все более и более подобным вечным образам: мир есть живое существо, вечно блаженное, существующее в бесконечном времени, соответствующее идее жизни; мир есть чувственное божество, как его называет Платон.

Но для того, чтобы придать созданию полноту, присущую идеальному миру, надо было, чтобы те роды и виды живых существ, которые Бог видел в вечных идеях, явились осуществленными в действительности. И для полного развития идеи жизни в своем создании Бог приступил к творению живых существ. Их он разделил на 4 вида сообразно 4 стихиям, и первыми создал огненные существа – богов и демонов, которые обладают наибольшим совершенством. Это – видимые нами звезды, наполняющие небо. Их Платон считал одушевленными божественными существами – представление, свойственное, как мы видели, всем предшествовавшим ему философам.

8. Время как подвижный образ вечности

Взирая на созданное Им живое существо, Бог захотел сделать его еще более подобным себе и с этой целью создал "подвижный образ вечности" – время. Оно родилось вместе с небом, вместе с движением светил и ими всецело определяется. Солнце служит как бы хронометром Вселенной.

9. Человек – первое живое земное существо

Затем были созданы живые смертные существа, причем первым был создан человек. Душу Мира Демиург творит из тождественного, неделимого и делящегося в тела. Соединяет все это и получает некоторую сущность, из которой творит Душу Мира. К остаткам этой сущности он добавляет неделимое и делящееся в тела и из этого творит души людей. Число этих душ вполне определенно и равно числу звезд.

10. Создание стихий

Создавая космос Демиург «начал с того, что упорядочил эти 4 ряда [стихий] с помощью образов и чисел» (Тимей 53 a-b). Образы, о которых здесь говорит Платон, – это математические телесные формы. Выделив правильные фигуры в качестве исходных при изучении физических объектов, Платон устанавливает количественное соотношение между 3-мя космическими элементами, образованными из одинаковых треугольников, а именно между огнем, воздухом и водой. Каждая грань тетраэдра, октаэдра – икосаэдра состоит из 6 треугольников особого типа, так что в «огне» не будет 6 х 4 = 24, в «воздухе 6 х 8 = 48, в «воде» 6 х 20 = 120 “первотреугольников”.



Учение Платона о Мировой Душе


1. Необходимость понятия Мировой Души

Капитальной задачей натурфилософии Платона явился вопрос: каким образом идеи осуществляются, воплощаются в материи? Разрешая эту задачу, Платон прибег к гипотезе позднейших пифагорейцев – к учению о Мировой Душе, посредствующей между миром вечно-тожественных идей и видимым миром генезиса. Рассматривая Вселенную как живое, одушевленное существо, составленное из материализовавшихся, воплотившихся родов и видов или идей, он должен был уже логически допустить посредствующее начало между идеями и материей, начало, сродное обоим этим первоначалам и как бы составленное из них. Без гипотезы Мировой Души невозможно объяснить воплощения идей, приобщения вещей к идеям, устроения, образования Вселенной.

В самом деле, умопостигаемые идеи могут быть восприняты только разумным существом или душою; иначе как через ее посредство, как объяснить их видимое воплощение в чувственных вещах? Далее, астрономические и физические явления подчиняются законам пифагорейской гармонии, определяются математическими соотношениями. Материя сама по себе не может объяснить этих невещественных отношений: они должны быть точно так же предзаложены в том разумном начале, в той Мировой Душе, которая обусловливает закономерность и целесообразность космического строя.

Т. обр., гипотеза Мировой Души представляется необходимым выводом, к которому Платон естественно приходит как из рассмотрения природы вещей, сообразно предшествовавшим космологическим учениям, так и из рассмотрения самих идей в их отношении к природе. Уже пифагорейцы признавали душу за гармонию и число, и для Платона Мировая Душа была совершенной гармонией и совершенным числом, которые обусловливали мат. правильность мировых явлений.

2. Существование Мировой Души

доказывается, во-первых, от идеи совершенства целого. Бог создал мир сообразно идее блага, следовательно, осуществил во всем высшее совершенство, с которым нераздельна разумность; но разумность немыслима без души, следовательно, немыслим без души и мир.

Второе доказательство – телеологическое. Оно исходит от признания всеобщей разумности в правильном движении небесных светил и, наконец, в нашем собственном духе. Мы видим, что все живые существа в мире обладают сознанием: и, как тела их слагаются из частиц тех стихий, которые наполняют Вселенную, так и их разумность предполагает некоторую общую разумную мировую стихию.

Наконец, третье доказательство, вытекающее из рассмотрения природы движения как у Анаксагора. Начало движения нематериально: душа есть начало движения и источник его.

Словом, душа признается как необходимое посредствующее начало между разумом и веществом, идеей и материей. Душа есть основание всякого разумного движения и тех образований, которые из него получаются; она вместе с тем есть и источник всякого познания. Соединяя в себе начала идеальное и материальное, она познает и то, и другое. Она бестелесна и вместе с тем относится к материальному. Она противополагается безграничному множеству явлений как идеальное единство, беспорядочному движению – как пребывающее начало меры, закона, порядка. Но вместе с тем она не изъята из изменяющегося множества явлений и движения, но одушевляет мир. Будучи душою мира, она протяженна и есть причина движения. Поэтому во Вселенной, в движении небесных тел соединены однообразие и изменение, а в области познания – усмотрение тожества и различия.

3. Функции Мировой Души

Итак, Мировая Душа выступает у Платона:

1) как движущая сила мира,

2) как идеальное единство мира,

3) как сознание мира,

4) как совокупность материальных отношений, сообразно которым устроен мир, определены расстояние и орбиты мировых тел,

5) как начало, чрез посредство которого идеи воплощаются в материи.

1.С. Н. Трубецкой «Курс истории древней философии»
2. В.С.Соловьев - Теоретическая философия
3. Другие

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=71