Интенция | Все о философии

22.03.2009 - Стоицизм

Стоицизм


Стоицизм — философское течение, возникшее в конце IV в. до н. э. История его делится на три основных периода — древняя Стоя — III — II вв. до н. э. (основатель Стой — Зенон из Китиона. Завершил древний стоицизм Хрисипп); средняя Стоя — II — I вв. до н. э. (Боэт, Панеций, Посидоний); новая Стоя — I — II вв. н. э. (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий).

Древняя Стоя разрабатывала физику, этику, логику; в ее учениях немало материалистических тенденций. Средняя и новая Стоя сосредоточивала свое внимание преимущественно на проблемах нравственности, проявляя гораздо меньший интерес к вопросам физики и логики (теории познания).

Как и в философских учениях других античных мыслителей, диалектика стоиков выступает в двух видах: во-первых, это одна из составных частей стоической философии, которую они и называли этим термином и которая в сущности отождествлялась ими с логикой; во-вторых, диалектика стихийная, проявляющаяся в постановке или трактовке стоиками некоторых проблем физики и этики, причем в каждой из трех частей стоической философии — в логике, физике и этике — диалектическая проблематика имеет свою специфическую форму.

Что касается диалектики как части их учения, то она понималась ими традиционно для античности — как искусство достижения истины с помощью спора. При этом они акцентировали собственно формальнологические приемы доказательности и выводимости одних положений из других. Для того чтобы делать правильные выводы и избегать ошибок, философ, по мнению стоиков, должен не только знать принципы логики, но и уметь искусно оперировать ими. Поэтому задача диалектики (логики) — развить это умение. Быть диалектиком означало для стоиков знать логику, и, наоборот, хорошим логиком они считали того, кто владеет диалектикой. Таким образом, грани между формальной логикой и «диалектикой» у стоиков по существу стираются.

Элементы стихийной диалектики имеются в учении стоиков о категориях, в их физике и этике.

В своей физике стоики признают четыре категории, соответствующие аристотелевским: 1) бесформенное нечто — материя; 2) принадлежность — категория, аналогичная аристотелевской категории формы, указывающая на строение материи (из бесформенной материи она делает предметы тем, чем они являются); 3) качество, указывающее на свойства предметов; 4) отношение, характеризующее связь и соотношение разных свойств и строения материи, связь и соотношение предметов в частности. Расположение этих категорий подчинено принципу восхождения от более абстрактного (бесформенной материи) к более конкретному (отношению).

Однако, как и в категорологии Аристотеля, в учении стоиков категорий гораздо больше, чем те четыре, которые названы ими самими. Значительное число категорий разрабатывается стоиками в их физике и этике.

В своей натурфилософии стоики, особенно древние, примыкают к материализму и диалектике Гераклита, рассматривая мир как подчиненный закону, разуму — логосу, который они трактовали, однако, как божественный. Логос — деятельное начало — проникает всю материю — страдательное начало; логос — отец всего существующего, всеобщая закономерность. Оба начала — материя и логос — связаны между собой как две стороны единого начала. Мир представляется стоикам живым существом, в котором все возможное возникновение и уничтожение совершается необходимо, законосообразно.



Согласно учению стоиков, мир, возникший во времени, не вечен, так как мировой огонь, подчиняясь всеобщей закономерности, периодически обращает все существующее в пламя. Все в мире поглощается божеством, с тем чтобы вновь из него затем родиться. Закономерная смена противоположных состояний мира осуществляется как циклический процесс, бесконечно повторяющийся по неизменному закону, в силу которого каждое возникновение похоже на предыдущее. Стоики, следовательно, признают развитие, хотя не в масштабе Вселенной, а в рамках каждого цикла. В понимании ими закономерности обнаруживается и метафизическая тенденция: всеобщую необходимую, причинную связь всего совершающегося — логос — они трактовали фаталистически, и эта тенденция
усиливалась по мере развития стоицизма. Это столкновение фатализма и диалектики наиболее отчетливо проявляется в третьей части стоического учения — в этике.

Стоики учили, что сущность человеческой свободы заключается в следовании мировой закономерности, тем самым они как бы угадывали диалектику свободы и необходимости. Основой человеческой свободы они провозгласили единство разумного и природного — единство, составляющее, по их мысли, сущность понятия идеальной жизни. Избежать мировой закономерности, т. е. необходимости, человек не может; все в природе и человеческой жизни происходит необходимо. Он должен подчиниться этой необходимости, и только в этом добровольном подчинении и может заключаться человеческая свобода. Можно сказать, что здесь стоики предвосхищают некоторые элементы спинозовского понимания свободы как осознанной необходимости. Но эти диалектические моменты в этическом учении стоиков сводятся на нет их же рассуждениями противоположного рода. Человек, утверждают они, должен быть безразличен ко всем жизненным благам и несчастьям — к богатству, бедности, болезням, смерти. Истинное счастье человека — в полной покорности внешним обстоятельствам. Таким образом, стоики фактически приходят к отрицанию возможности свободы и к утверждению неумолимого фатализма.

Диалектический характер имеет у стоиков и постановка некоторых других, более частных проблем этики. Так, Хрисипп утверждал подобно Гераклиту, что, поскольку крайности взаимосвязаны, добро невозможно без зла: добро есть то, что способствует согласию человека с природой, а зло — то, что способствует противоположному, но люди, которые полагают, что добро может существовать без наличия зла, ошибаются. То же самое можно сказать и об остальных противоположных друг другу этических понятиях: справедливого и несправедливого, добродетельного и порочного, рассудительного и неразумного, умеренного и необузданного, мужественного и трусливого. По мнению стоиков, необходимо существование и хорошего и дурного, ибо оно служит совершенству и красоте целого, так как в мире взаимосвязаны часть с целым и целое с частью, одно — с противоположным ему другим.

При всех диалектических моментах этическое учение стоиков в целом носило метафизический характер. Основные идеалы стоицизма оказались абстрактными н нереальными. Формализм стоической этики виден в их подходе к мотивам морального поведения. Так, например, стоик «добродетелен» не для того, чтобы делать добро, — он делает добро, чтобы стать добродетельным; стоики должны «любить» не потому, что действительно испытывают это чувство и желают его испытывать, а потому, что это предписывается законами морали. Формалистический характер стоической философии подтверждается и тем, что практическая деятельность большинства стоиков и проповедуемая ими мораль решительно расходились друг с другом. В конечном итоге формализм берет верх над элементами диалектики в их философии.



История античной диалектика. М., «Мысль», 1972
Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=149