Интенция | Все о философии

22.03.2009 - Космология Плотина

1. Умаление
2. Материальность как исказительница идей
3. Различение божественной сущности и энергий
4. Вселенная

1. Умаление

Высшая Душа рождает богов и бесплотных звездных духов, низшая Душа или природа размножается в демонских, человеческих, животных и растительных душах, сгущая для них "небытие" материи в соответствующие тела, подлежащие обманчивой чувственности. Как свет и тепло по мере удаления от своего источника ослабевают и, наконец, исчезают в совершенном мраке и холоде, так эманации божественного света и тепла через Ум и Душу – пока не доходят до полного отсутствия или лишения (сте'рисис,) истины и блага в материи, которая есть, следовательно, не-сущее и зло. Но если материя, или субстрат видимого мира, имеет такой чисто отрицательный характер, то форма взята Душой из высшего идеального космоса; с этой стороны чувственный мир разумен и прекрасен.

Материю Плотин понимает как принцип становления идей в пространственно-временном инобытии, называя ее "восприемницей" и "кормилицей" идей. Сама материя не субстанциальна, это лишь возможность бытия: «Материи не принадлежит бытие, она есть поистине не-сущее (mh on) стремящееся к бытийности» (III, б, 7). Иногда материя парадоксально именуется Плотином как «сущно не-сущее» (II, 5, 5). Само это выражение заимствовано у Платона, употребившего его при рассмотрении диалектической связи понятий бытия и небытия.

В христианской догматике является общепринятым выражение “творение из не-сущего”. В богослужебных текстах: «Иже от несущих вся приведый...». Здесь термин "несущее" означает не материю, но как раз ее отсутствие.

По Плотину, материя становится реальным веществом лишь тогда, когда через нее проходят те или иные идеи (логосы). А поскольку бытие и все качества принадлежат идеям, то взятая сама по себе материя не имеет ни бытия, ни каких-либо качеств, она есть ничто[12]. Как видим, Плотин понимает материю по-платоновски, как ничто (отцы Церкви склонны отождествлять материю с веществом). Если бы можно было говорить об идее творения у Плотина, то “творение из ничего” означало бы у него творение из его ничто-материи.

2. Материальность как исказительница идей

Теперь рассмотрим другую сторону учения о материи у Плотина, а именно то, что результатом воплощения идей в материи является умаление (стерисис,) блага, и в этом смысле материя проявляет себя как зло. Материя искажает идеи; переходя из вечности в состояние становления, идеи гибнут в материи. Плотин пишет: «Идеи в материи – это не то, что идеи сами по себе. Они уже являются внутри материальными логосами, погибшими в материи и заново вылепленными ее природой... Ведь она, став госпожой того, что получило в ней свой образ, тут же и губит его, разрушает его природу, будучи его противоположностью» (1, 8, 8). Поэтому «зло следует понимать как уменьшение блага» (111, 2, 5). «Зло не имеет сущности, бытия, поскольку причиной зла, изначальным злом является материя» (I, 8, 14), а материя есть несущее.



Но если Бог не является источником зла, почему же Он все-таки попускает его присутствие? Плотин находит некое внутрикосмическое оправдание зла, а именно – с точки зрения космоса как целого: «Зло есть нечто полезное для целого» (III, 5, 16). Обвиняющие Промысл в существовании зла, по словам Плотина, «подобны людям, которые, будучи несведущими в искусстве живописи, обвиняют художников в том, что они не везде употребляют одинаково прекрасные цвета» (III, 2, 11). Красота космоса разнообразна, мир соткан из противоречий, и поэтому присутствие зла есть своего рода необходимость. Ведь если сравнить историю с драмой, то «будет далеко не прекрасно, если из драмы изъять худшие характеры, ибо она получает свою полноту именно от них» (III, 2, 11).

3. Различение божественной сущности и энергий

Плотину принадлежит разделение божественной сущности и энергий, он говорит: «Сущность Первоединого одна, энергии же множественны. Возможно ли это? Лишь в том случае, если энергии отличны от сущности, в противном случае в Единое вносится множественность» (V, 3, 12)[13]. У Плотина есть рассуждения о Мировой Душе и ее взаимоотношениях с миром: «Как же единая сущность присутствует во многих? Или так, будто она во всех присутствует целиком, или так, что от целой и единой – множество, а сама она пребывает без раздробления..., и отдает себя во множество и не отдает. Она ведь достаточна для того, чтобы передавать себя всему и вместе с тем оставаться единой» (IV, 9, 5).

Плотин: «этот мир есть творение высшей Природы, создающей низший мир, подобный своему естеству» (III. 2,3).

4. Вселенная

Из небесных тел наихудшее – Земля, самые совершенные существа – ближайшие к небесной периферии. Звезды и планеты состоят из эфира – особой стихии – и находятся в круговом движении, наиболее совершенном, так как оно – точнейший образ “Ума”; в качестве внутреннего, движение “Ума” есть одновременно и движение и стояние: в чувственном мире оно наиболее приближается к круговому, так как заставляет предмет двигаться в одном и том же месте. Так как мир – порождение вещества и мысли, то и движение мира должно быть замкнутым в себе, круговым движением.

Плотин утверждал высшую разумность небесных светил: они лишены всех низших психических функций, каковы, например, память и восприятие, и деятельность их – исключительно деятельность разума. Поэтому все, кто обращается к светилам с молитвой и рассчитывает быть услышанным, надеясь на способность их к чувственному восприятию, ошибаются.

Не только светила – разумные существа, но и наша Земля одушевлена, так как одушевленный в целом мир не может состоять из существ неодушевленных, и состоящая из огромного множества одушевленных существ Земля не может не быть сама одушевленной.

По учению Плотина, в чувственном мире, кроме видимых богов, существуют и невидимые. Видимые боги – небесные светила. Представление Плотина о невидимых богах чувственного мира не ясно.

Помимо богов, Плотин признает также существование демонов, сближаясь в этом веровании с греческим народным политеизмом. Демоны – существа средние между богами и душой человека. Демоны имеют больше силы, чем душа человека, однако не лишены низших проявлений психической жизни. Так единое божество расширяется у Плотина в одну непрерывную иерархию, или градацию божеств.

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=115